Другая музыка

Музыка – это то, что необходимо человеку почти в такой же степени, как и вода. От музыки напрямую зависит наш эмоциональный настрой. Мы ищем в ней успокоение, вдохновение или наоборот, мотивацию, она способна зарядить нас мощным потоком энергии. Музыка – наш главный сообщник в утаивании секретов и глубочайших переживаний, лучший друг в моменты ностальгии. Ищущий музыку сможет распознать ее повсюду. Будь то звуки леса, города, работа целого завода или подметание улицы одиноким дворником. В этом номере мы поговорим о таких талантах, которые не просто чувствуют музыку жизни, но и создают выходящие за рамки обыденности инструменты для ее воплощения.


-

Песни природы


«Винил умер. Не страшно. Теперь послушайте красивый шум Земли», – призывает нас сумасшедший, но предприимчивый швед Олле Корнеер.

-

Музыкант, диск-жокей, композитор из Стокгольма Корнеер, имеющий немалое количество достижений в сфере музыки, преимущественно электронной, создал граммофон под названием Terrafon. Это устройство является центральной частью проекта Harvest (Урожай), суть которого заключается в извлечении звука по принципу старинного прибора. Только «Террафон» превышает размер стандартного граммофона в десятки раз, а винилом ему служит… барабанная дробь… земля!

В разработке и реализации проекта, помимо музыканта Корнеера, участвовал и физик-теоретик Мартин Любке. Это не первое их сотрудничество над весьма странными и забавными проектами. В 2006 году Корнеер и Любке с помощью программистов создали «музыкальные бактерии» – программу для оркестра айфонов. Суть «бактерий» состояла в том, что телефон получал звук извне, запоминал его и старался подпевать. Далее к нему присоединялись остальные устройства – так и получался оркестр. Честно говоря, то, что получалось на выходе, музыкой назвать можно с большой натяжкой.

Возвращаясь к «Террафону», стоит упомянуть, что Любке предложил использовать вместо тонарма специальный «звукоснимающий» плуг. Ну а в роли исполнителя-первоиспытателя выступил церковный хор Алунды. В общем, целая толпа народа «крутила» рукоять граммофона, извлекая при этом довольно странные и жутковатые звуки. Не лошади, не машины, а исключительно люди с идеальным музыкальным слухом – таково принципиальное желание автора!

Впервые публика услышала «оцифрованные песни» «Террафона» на фестивале электронной музыки в Упсале. Вообще, Harvest не единственный проект Олле Корнеера. Музыкант постоянно ищет новые способы извлечения музыки из всего подряд. Примечательно, что он ведет «интернет-дневник творческих мук» (Trying to Find the Music), в котором описывает промежуточные результаты работы. Немного странно читать о муках, ведь музыкант довольно молод и творческий кризис вряд ли настигнет его в ближайшие годы.

«Прошли годы. Теперь они чувствуют, что я уже подошел к концу. Но я не готов оставить этот мир, просто медленно угаснув. Я должен попытаться найти дорогу обратно», — пишет в своем дневнике Олле. И продолжает созидать какофонию и намеренно диссонирующие музыкальные композиции из всего, что, на первый взгляд, для этого не создано. Ну что ж, воистину сумасшедший неуемный музыкант-фантазер.
Отдельного внимания заслуживает проект Years («Годы»). Его идея заключается в считывании годовых слоев на поперечных разрезах ствола дерева и последующей трансформации полученных данных в фортепьянную музыку.

Создатель Бартоломео Траубек, художник из Германии, также отказался от привычного винила, заменив его на проигрывателе собственно срезом дерева. Иглу, конечно же, тоже пришлось заменить — считывающим устройством стала цифровая камера. Она передает изображение на компьютер, который, в свою очередь, анализирует полученные текстуру, толщину и цвет годичных колец и трансформирует их в звуковые сэмплы. Последние уже сливаются в нечто, похожее на музыкальную композицию.

По словам Траубака, звук с разных срезов не похож друг на друга, все «грампластинки» уникальны. Слушая музыку дерева, можно представить себе его жизнь, ведь толщина колец на разных участках различна. Это вызвано сменой года, питанием дерева, насыщением влагой.

Паучий шелк


Сигееси Осаги – имя предприимчивого японца, решившего использовать в качестве скрипичных струн паутину. Изобретение стало следствием 35-летней работы ученого-химика по изучению свойств паучьего шелка, для использования его в создании прочных нитей.

-

Природные волокна, благодаря своей прочности, возможно, в скором будущем будут использоваться в хирургии или в военном деле. Осаги первый, кто решил попробовать паутину в качестве струн для музыкальных инструментов. Причиной тому хобби ученого – он играет на скрипке.

Одна такая струна представляет собой три сплетенных между собой пучка по 3000 паучьих нити в каждой. Тесты показали, что прочность таких струн выше прочности нейлоновых с алюминиевым покрытием. Причина такой прочности в том, что каждое в отдельности волокно имеет угловатую форму и поэтому плотнее состыковывается с другими.

Наигрывая свои любимые мелодии, Осаги также открыл необычное звучание инструмента, вызванное использованием паутины – музыка обогатилась глубокими обертонами.

Drawplaying. Рисуя музыку


Еще одно изобретение хитроумных японцев, заслуживающее внимания, – аппарат scoreLight. Он представляет собой лазер, который считывает музыку абсолютно отовсюду, будь то кружка, карандаш, детский рисунок или мелочь на дне кармана – все, что имеет контур.

-

Прибор представляет собой сканер с лазерным лучом, прощупывающий определенные предметы как на поверхности, так и в подвешенном состоянии. Он умеет не выходить за рамки, то есть работает только с определенной и ограниченной зоной, например, контуры на бумаге. Собственно, прототип умел работать только с рисунками, а звуки, выходящие из-под лазера, напоминали завывания, шуршание и щелчки в зависимости от линий рисунка.

Теперь музыка обогатилась перкуссионными эффектами, реагирую на острые углы. Тональность меняется в зависимости от угла наклона линий, темп мелодии определяется скоростью, с которой лазер ее сканирует. Также разработчики добавили к scoreLight световых зайчиков, подпрыгивающих на рисунке, словно мячик, и запрограммированных на воспроизведение разных звуков.

Разработчики также отмечают, что использование этого инструмента позволяет понять ощущения синестетиков. Используя scoreLight, человек не понимает, что он делает в первую очередь – рисует или музицирует. Тем не менее, проекту предстоит еще расти и расти.

Текст: Ольга Субчак

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.