Короткометражки студентов ВГИКа. По полной программе

В клубе «Старый город» показали лучшие фильмы студентов ВГИКа 2012 года. Организовал показ вездесущий и вечно молодой арт-директор «Старого города» Александр Гох – целых четыре дня на клубном экране шли короткометражки будущих обладателей «Золотых медведей», «Пальмовых ветвей» и «Львов», а на худой конец – «Золотого орла» или «Георгия».

-
Кадр из фильма Хористка

Народу в зале было немного, и удивляться здесь нечему, никто аншлага и не ждал – работы 20-летних никому неизвестных кинематографистов мало кого прельщают, разве что только особо любопытных персон. Поэтому и вход был бесплатным – на таком мероприятии зарабатывать грех.

Саша Гох, открывая мероприятие, сказал, что он «волею случая» попал на XXXII фестиваль ВГИКа, и ему там любезно предоставили почти всю программу, которую он решил показать в Обнинске.

Большинство работ студентов ВГИКа при всей своей непохожести все-таки объединяются одной темой – они до такой степени социально остры, будто не фильм смотришь, а находишься на митинге или в судебном заседании. Такое ощущение, что ребятам сказали: «Высказывайтесь!». Вот они и высказались. По полной программе. А российская действительность дает обильный социальный материал – обсниматься можно, было бы желание.

Вот, например, мультик, который открывал показ. Называется «Кукла». Сняла его Евгения Шлегель. Он сделан в доброй старой традиции русской культуры о страданиях маленького человека. Жила-была бедно одетая тетенька и очень ей нравились дорогие платья в витрине магазина. Однажды зашла она внутрь, там ей любезно дали померить платье в пол – и заколдовали, превратив в манекен, который выставили на витрине. Была бедная, но свободная, а стала богатой куклой. Сказка – ложь, да в ней намек.

А во всей красе эта действительность предстает в документальной ленте Глеба Клишевича «Люди на холме». Там жесть – это фильм о деревне в Волгоградской области, сгоревшей в адскую жару 2010 года. Людям построили новые типовые домики за государственный счет. Вроде живи и радуйся. А они в камеру говорят о том, как эти дома через три месяца начали разваливаться и гнить. Стены поражены грибком, в комнатах сырость, углы расходятся, оконные рамы грозятся выпасть и т.д. А лица, боже мой, какие на экране лица! Самые что ни на есть настоящие, подлинные. Совсем не фотогеничные. Кто был в глухих краях наверняка такие видел. Вот он, вечно пьяный фундамент России, ее основа и твердь.

Однако «Люди на холме» по сравнению с игровой короткометражкой «Опасность полного исчезновения» – как девочка-припевочка по сравнению с вонючим бомжем. Вот уж где настоящая жесть. Это история 15-летнего отморозка, который увидел, как девушка его мечты занимается сексом с его другом (натуралистическая сцена подросткового секса не просто обозначена, а показана продолжительно, так, чтобы ни у кого не осталось сомнений, чем ребятишки балуются). Обидевшись на судьбу, парнишка где-то находит металлическую биту, приходит домой и тремя ударами забивает насмерть своего смотрящего в телевизор папашу, человека примитивного, но, в принципе, не злого. Вот такая вот вызывающая неоднозначные эмоции лента. Лучше бы этот фильм назывался «Полное исчезновение», так было бы честнее.

На этом фоне как невеста в окружении панкующих девиц выглядит фильм Руми Шоазимова «Хористка» – эта лента глубоко спрятала свою социальность. Тут много диковин. Во-первых, режиссер – таджик, родом из Душанбе. Ему 20 лет, его мастер – оскароносный Владимир Меньшов. Во-вторых, это экранизация чеховского рассказа, точнее – снято по мотивам. В-третьих, в главной роли мерзавца Колпакова снялся обнинский актер Владимир Костин, который уже лет десять играет эпизоды в телевизионных сериалах. В-четвертых, 27-минутный фильм снимался в деревне Тимашево, поблизости от Обнинска. В — пятых, молодой таджик, представляя свою работу, сказал, что фильм уже взял два приза на международном фестивале. Короче, посмотреть стоило.
Кино начинающего таджикского режиссера черно-белое.

– Я не вижу Чехова цветным, — сказал Руми Шоазимов. – Я знаю, что Михалков снял гениальный фильм по Чехову «Неоконченная пьеса для механического пианино» в цвете. Но он видел так, а я – иначе. Мне черно-белым изображением хотелось приблизиться к тому времени.

-
Шаозимов в работе

Почему юноша взялся за классика короткого русского рассказа? Секрет прост. Он однажды в институте поставил спектакль по чеховскому «Медведю». Владимиру Меньшову понравилось. И учитель сказал: «Снимай фильм по чеховской „Хористке“. Задача, как признался Руми, была сложной — Антон Павлович, при кажущейся простоте, сложный писатель, и многие режиссеры на нем сломались. Но, как считает Шоазимов, у него получилось неплохо: „Мастер остался доволен, а его жена, выдающаяся актриса Вера Алентова сказала, что уже лет двадцать не видела такой хорошей экранизации классики“.

Оценили молодого режиссера не только его преподаватели. „Хористка“ получила награды международного кинофестиваля в Душанбе. Оказывается, и в Таджикистане есть свои Канны. Призы не главные, скромные, но, тем не менее, картину отметили за хорошую экранизацию классики и за соединение культур Запада и Востока. Соединение состояло в том, что таджик снял кино в России по мотивам рассказа русского писателя.

Понятно, что таджикский кинофестиваль – это вам не Венеция и даже не Карловы Вары. Однако есть ощущение, что Руми Шоазимов далеко пойдет, потому что снял кино действительно классное. Там простой сюжет: к содержанке одного господина приходит его жена и требует денег, который тот потратил на свою любовницу. Но Руми не просто все выстроил – он содрал с персонажей кожу и обнажил истинную суть их подлых поступков. И господин Колпаков выглядит гадко, свинья-свиньей. Я спросил у Руми, хотел ли он тем самым намекнуть на особую современную породу мужчин, слабых и подлых, старающихся жить только в свое удовольствие и не брать ответственность ни за что? Шоазимов широко улыбнулся: „А как вы догадались?“. А что тут догадываться? Времена меняются – типажи остаются, вот вам и глубоко спрятанная социальность.

Текст: Петр Фокин

1 комментарий

Zebo
Спасибо за статью. Классика есть то метафизическое пространство, где образуются смыслы и ценности, которые так необходимы для нашей сегодняшней молодежи. Чехов, Тургенев, Бунин… -живительные источники не только для русских людей, но и для всех ценителей Истинного.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.