Квентин Тарантино. Иллюзия реальности

Один из самых ярких и успешных, признанных критиками и не обделенных вниманием прессы кинорежиссер. А еще сценарист, актер, кинопродюсер и кинооператор. В 90-е годы прошлого столетия он буквально ворвался в кинематограф, внес свою эстетику и определенный шарм, создал целый ряд запоминающихся образов, прочно занял свою нишу в киноискусстве. У него целая армия поклонников и не меньшая армия ненавистников. Его фильмы никого не оставляют равнодушными. Его имя Квентин Тарантино.



Детство

27 марта 1963 года в Ноксвилле (штат Теннесси, США) у имеющей ирландские корни и корни американских индейцев чероки 16-летней девушки по имени Кони МакХью родился мальчик. Непутевый отец – итало-американский актер Тони Тарантино – сбежал от Кони еще до рождения первенца.

Вся жизнь мальчика с самого начала оказалась тесно связанной с «важнейшим из искусств», даже свое имя он получил в честь главного героя ковбойского сериала «Пороховой дым» Квинта Аспера в исполнении Клинта Иствуда. Фамилию Тарантино юный Квинт носил недолго: вскоре Кони стала женой музыканта Курта Заступила.

Мать строила карьеру, отчим работал по ночам, а днем отсыпался. Чем заниматься мальчишке, кроме как просиживать все время перед телевизором за просмотром различных шоу, телесериалов? И в самом деле, не уроки же делать! Нередко мать и отчим брали Квинта в кинотеатр – это было любимым времяпрепровождением семьи. Насмотревшись самых разных кинофильмов и телешоу, талантливый мальчишка разыгрывал целые эпизоды по собственным сценариям со своими игрушками. Вероятно, уже тогда парень решил, что кино станет его профессией.

Путь к славе

Шло время, Квинт Заступил забросил школу. Сменив имя и фамилию на более благозвучные, Квентин Тарантино поступил на актерские курсы в надежде рано или поздно покорить Голливуд. Однако Фабрика грез не спешила встречать будущую знаменитость с распростертыми объятиями. Путь к славе пришлось начинать с низов. Квентин Тарантино продавал билеты в порнокинотеатре, работал в видеопрокате, убирал съемочные площадки. Как он сам признавался позднее, именно в те времена из него самого и из его фильмов была вытравлена напрочь иллюзия прекрасного мира.

Мечтая стать актером, он пробовался на разные роли, но всегда получал от ворот поворот.

Осознав, что актерскую карьеру, может быть на время, но придется отложить, Тарантино пишет сценарии, которые безуспешно пытается продать голливудским студиям. Снять кино по своему собственному сценарию, будучи никому не известным новичком, оказывается не самой простой задачей.



В 1986 году Квентину и его другу Роджеру Авари удается снять любительскую комедию «День рождения моего лучшего друга». В 30-минутной киноленте главный герой в исполнении Тарантино, его друг, проститутка и ее сутенер-психопат ведут беседы о наркотиках, сексе и жизни, устраивают кровавые потасовки – в общем, занимаются тем, что спустя несколько лет станет узнаваемым стилем и почерком великого мастера.

«Тогда я решил снимать кино про неудачников – крутое кино, которое именно за свою крутизну получит награды», – признается Квентин Тарантино.

Бешеные псы

Первым полноценным фильмом Квентина Тарантино стала лента «Бешеные псы».

Тарантино готов был начать снимать кино даже 16-миллиметровой камерой в черно-белом цвете, чтобы снизить затраты на производство ленты. К слову, небольшие по меркам Голливуда бюджеты фильмов Квентина Тарантино тоже являются своеобразной отличительной особенностью мастера. Интерес к сценарию «Бешеных псов» со стороны известного актера Харви Кейтеля позволил получить значительную финансовую поддержку и привлечь отличных актеров.

На показах «Бешеных псов» некоторые зрители уходили из зала прямо посреди сеанса из-за жестоких сцен на экране, однако в целом дебютная лента Тарантино собрала неплохую кассу и получила высокие оценки критиков.

Криминальное чтиво

Однако по-настоящему знаменитым Тарантино проснулся в 1994 году после премьеры «Криминального чтива», завоевавшего массу престижнейших кинопремий. Танцуя, ругаясь, разговаривая о всякой чепухе Винсент Вега – незадачливый герой-любовник, экстравагантная наркоманка Мийя, боксер Буч в исполнении Брюса Уиллиса проходят через три новеллы, объединенные в «Криминальное чтиво».

В том году «Криминальное чтиво» завоевало Главный приз кинофестиваля в Каннах, а год спустя Квентину Тарантино вручали «Оскар» за сценарий.

Убить билла

В 2003 и 2004 годах вышли две части саги «Убить Билла». Главную роль в этих лентах исполнила Ума Турман. Лента буквально взорвала американский кинематограф. Стоит ли говорить, что «Убить Билла» и «Убить Билла-2» в прокате собрали рекордные суммы, а о Квентине Тарантино заговорили во всем мире. Из талантливого режиссера, который снимает хорошее кино, Тарантино в одночасье превратился в культового.

Еще до выхода саги ее автора обвиняли в излишней и ничем не оправданной жестокости. Киночиновники заставляли Тарантино убрать некоторые эпизоды из фильма, в том числе сцену в церкви. Режиссеру пришлось пожертвовать цветом, и часть эпизодов «Убить Билла» зрители увидели в черно-белых тонах. По признанию самого Тарантино, этот ход оказался на редкость удачным, позволив создать ощущение некоторой отстраненности, оторванности от реальности.

Бесславные ублюдки

Над кинолентой «Бесславные ублюдки», в основу которой легли события Второй мировой войны, Квентин Тарантино работал почти 10 лет. Зрители с нетерпением ожидали выхода на экраны этого фильма – одни, предрекая оглушительный успех нового шедевра мастера, другие – не менее оглушительный провал. Тарантино же, как, впрочем, и всегда, не угодил ни первым, ни вторым, сделав фильм, отвечающий лишь одному критерию – собственному вкусу. Это Квентин Тарантино, он может себе это позволить.

«Бесславных ублюдков» обвиняли и в слишком вольной трактовке событий, и в кощунстве, и в чрезмерном количестве вовсе неуместного юмора, превращающего самую страшную в истории человечества войну в нелепый фарс. Однако истинные ценители таланта Тарантино без труда в новом творении мастера смогли рассмотреть и «тарантиновские» диалоги, и крутые разборки, и объемные образы.

«Бесславные ублюдки» – это откровенный стеб над стандартами патриотического кино: евреи-мстители с бейсбольной битой, Гитлер, словно сошедший с карикатуры – это не исторический фильм, а альтернативная история, где добро все равно побеждает зло, хоть и очень своеобразными «тарантиновскими» методами.

Пир насилия продолжается

Квентин Тарантино создал совершенно новое направление в кино, которое не перепутать ни с чем. Здесь перемешались триллеры и драмы, ужасы и комедии, вестерны и боевики. Кино от Тарантино – это бесконечные абсурдно-ироничные диалоги, психопаты всех мастей, гангстеры, стрельба, кровища.

Тарантино не показывает зрителю реальность – он создает ощущение, иллюзию реальности, в которой все представления о мире и его ценностях будто перевернуты с ног на голову. Это словно американские горки, только без крутых спусков и подъемов – вместо них множество неожиданных приемов и кинематографических поворотов, которые держат зрителя в напряжении до финальных титров.

Квентин Тарантино вовсе не какой-то там маньяк, просто он не такой, как все остальные. Он – тот оригинал, который осмелился выступить против нормы и завоевал признание. 25 декабря минувшего года состоялась мировая премьера новой ленты Тарантино «Джанго освобожденный», которую еще до официального выхода многие критики назвали лучшим фильмом года. Сегодня мастер трудится над продолжением саги о Невесте, и уже в следующем году на экраны должен выйти «Убить Билла-3». А это означает, что пир безумия и откровенного, ничем не прикрытого и шокирующего насилия продолжается.

Текст: Тимофей Мишин
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.