Олег Нестеров: «На ненужное мир не возбудится»

3 июля, Калуга. Во время концерта лидер группы «Мегаполис» вспомнил, как проходил практику в Калуге, пообещал всем лета, полного любви, а потом пообщался с нашим корреспондентом.



«Мегаполис» – московская группа, хорошо известная любителям умной отечественной музыки еще с конца 80-х годов. И даже если вы не относитесь к числу их поклонников, все равно наверняка слышали и напевали когда-то «Рождественский романс», «Москвички», и уж обязательно «Карл-Маркс-Штадт» – российские «Ландыши» на немецком языке, которым Нестеров в совершенстве владеет. На счету музыкантов больше десятка альбомов, крайний из которых – «Супертанго» – вышел в 2010-м году. С концертами «Мегаполис» выступает не очень часто, так что Калуге в этом смысле повезло.

– С Калугой меня связывает одна давнишняя история. В 1981 году я был здесь на институтской практике, работал на телеграфе. (Нестеров окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «Передача дискретной информации». – ред.) Мы жили в общежитии, где было много молодых бухгалтерш. Город очень понравился. Теперь мы наконец-то приехали с «Мегаполисом», и сыграем вам, надеюсь, хороший концерт», – сообщил Олег Нестеров в самом начале концерта. Не обошлось, естественно, без любимых многими «Москвичек», которые на этот раз зазвучали в стиле рэггей, нескольких песен, объявленных премьерными, и инструментальных композиций. Финальной из них Олег Нестеров даже сдержанно-эмоционально продирижировал.

– Жаль, редко теперь такую интеллигентную музыку можно услышать, – поделился впечатлениями один из зрителей после концерта.

Действительно, теперь не часто, к сожалению, на концертах звучат красивые мелодии, хорошие аранжировки, умные тексты. А здесь это присутствовало, причем всё вместе, одновременно. А еще реже бывает, что ты присутствуешь при рождении музыки. На концерте «Мегаполиса» зрители стали свидетелями ее рождения Олегом Нестеровым (вокал, гитара), Михаилом Габолаевым (бас-гитара), Дмитрием Павловым (гитара), Андреем Карасевым (скрипка, клавишные), Антоном Дашкиным (ударные).

При всей скупости эмоций, которые Нестеров выдает на сцене, впечатление от его выступления остается очень сильное. Зрители в силах почувствовать некую воздушность, какую-то легкую светлую печаль. Это ощущение хочется задержать в себе, поэтому музыкантов долго не хотели отпускать. И послевкусие, как принято сейчас говорить, держится еще очень долго.



– Олег, несколько песен на концерте вы назвали премьерами. Значит ли это, что у «Мегаполиса» скоро появится новый альбом? — поинтересовался наш корреспондент у Нестерова, после того, как тот закончил автограф-сессию.
– Это больше чем альбом, готовится масштабный проект «Мегаполиса», и если бы я сейчас вам рассказал, какое количество музыки и материала, с которым мы сейчас работаем, через меня проходит, вы бы мне не поверили. Я себя чувствую каким-то директором научно-исследовательского института, потому что помимо музыкальной части в проекте решается еще много других творческих задач. Я вам пока не могу сказать, что это конкретно. Но к зиме, я надеюсь, мы проект завершим, и все про это узнают.

– Несколько лет назад вы выпустили книгу под названием «Юбка» – такой необычный вариант альтернативной истории о зарождении рок-н-ролла в Германии 30-х годов. Сюжет книги строится вокруг того, как кинорежиссер Лени Рифеншталь закончила съемку своего знаменитого фильма «Олимпия» и познакомилась с четырьмя молодыми архитекторами, которые пытаются сделать странную вещь — электрифицировать гитару. Проект под кодовым название «Юбка» (по-немецки «Rock») получает поддержку фюрера… Вы собираетесь продолжать литературное творчество? Про что будет ваша следующая книга?
– Она будет про волшебное время. Это начало 60-х, когда многое стало происходить и, в конце концов, не произошло. Это несколько лет, когда стрелки волшебным образом переключились так, что Москва могла превратиться, например, в такой небесный Стокгольм. Но не превратилась, потому что стрелки опять переключались обратно. Это время хорошо известно, но оно до конца не исследовано. Эту эпоху еще часто называют эпохой анекдотов, потому что после сталинщины анекдоты усиленно появлялись. Она очень интересная и глубокая, я изучаю исторический контекст, как и при написании первой книги. И в скором времени просто поеду и напишу текст. Понятно, что там и про музыку тоже будет, и не только про музыку. Все действие происходит в Москве.



– Ваш звукозаписывающий лейбл «Снегири» существует с 1988 года, вы открыли многих популярных сегодня исполнителей. На кого из начинающих следует обратить внимание?
– У нас сейчас на «Снегирях» появилась такая плеяда «новых тихих», как я их называю. Молодые артисты 10-х – они отличаются от тех, кто появился в 2000-е или 90-е. В первую очередь они не так зажаты в узкие рамки существующих форматов, не так гнутся перед медиа, они не так хотят заглянцеваться и прочее. «Десятники» – они прекрасны. Они интуитивно чувствуют, что началось царство контента, а не каналов донесения информации, «Первого» или какого-то другого телеканала, радиостанций. Сейчас главным становится содержание, и молодые музыканты, в общем-то, это понимают.

Я бы отметил из наших музыкантов группу «Синекдоха Монток». Еще есть такой уникальный кибер-бард из Красноярска Алексей Петров, с пламенной душой молодого Башлачева и харизмой убийцы, сыгранным молодым Депардье. Мы гордимся тем, что представляем в России Алину Орлову…

– Что нужно сделать начинающему музыканту, чтобы вы его услышали и заметили?
– Сейчас есть целые механизмы мониторинга молодых талантов, в том числе и любителей. Вообще наступившая эра – это эра Новых Любителей. «Любители» – от слова «любить», а не потому, что они непрофессионалы. Благодаря новым возможностям, информационным технологиям по своему образу жизни человек теперь может заниматься любимым делом, а зарабатывать на жизнь чем-то другим. Он может делать фотографии для кого-то, снимать кому-то видео, если это ему или другим необходимо или просто нравится. Например, в 2000-м году я не мог даже подумать, что нашим артистам какой-нибудь именитый режиссер может бесплатно сделать видеоклип. А сейчас это происходит.
Люди, которые мониторят музыкальную сферу, называются паблики. Я обращаюсь к проверенным пабликам, и это помогает найти что-то новое во всем том количестве новых исполнителей и групп, которые сейчас существуют и что-то делают.



– Тем не менее, считается, что из провинции очень сложно пробиться куда-то вверх?
– Я не соглашусь. Ну, смотрите: у нас, например, за 13 лет кто был из московских артистов? Маша Макарова – из Краснодара, группа «Ундервуд» – из Симферополя, был Питер, Ижевск, Прибалтика. А Москвы – не было.

– Вы исполняете такую хорошую качественную музыку. Она почему-то напомнила Optimystica orchestra Евгения Федорова, который выступал недавно в Калужской области на фестивале «Дикая мята».
– Ну и правильно. Я очень хорошо к ним отношусь.

– А почему такой музыки у нас мало?
– Мне кажется, у человека изменился критичный порог срабатывания к красоте. Раньше люди по-другому одевались, проще, улицы выглядели по-другому. Сейчас, ну да, о’кей, – новые дома, вывески магазинов. Но многое выглядит не естественно, а как-то аляписто. И такое во всем. Исчезла гармония, а ведь мир по единым гармоническим законам существует, которые еще Пифагор открыл, в том числе и эти – либо все сочетается, либо – нет. В повседневной жизни исчезла красота. Ее не хватает, человек перестал чувствовать некрасивое. Он находится под каким-то неприятным жизненным наркозом. Поэтому и ему это и не очень нужно. Да, кому-то это нужно, а многим это не надо. Но это не значит, что все плохо, ведь человек такое существо, которое быстро учится, и если ему покажут что-то хорошее – он это полюбит.

– Были бы учителя хорошие…
– Всему свое время. Это будет происходить, когда в городе появится человек – либо выросший, либо даже варяг какой-нибудь, который начнет именно с культуры. И девушки на набережной Оки с парнями начнут танцевать сальсу.

– Эту набережную еще надо построить…
– …И тогда в тренировочных штанах особо никуда не пойдешь. И матом особо не поругаешься.

– Вам-то в Москве повезло с Сергеем Капковым, который руководит культурой…
– С Капковым нам очень повезло. И с Собяниным. Я серьезно так считаю.



– Олег, а вы не считаете, что некоторые законы, которые сегодня принимаются, наоборот могут загнать культуру назад?
– Насчет всех этих законов, я думаю, что то, что нужно – приживется, то, что не нужно – нет. Ну, пройдет пять лет, ну десять. Правда ведь все равно победит, потому что мир резонирует в определенных ситуациях и не резонирует в других. На ненужные законы мир не возбудится.
…«Лето полное любви нас всех ожидает», – пообещал Олег Нестеров зрителям в самом конце концерта. У нас еще есть время проверить, так ли это.

Текст: Андрей Гусев Фото: Игорь Рулев

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.