Островок Калуги в Москве

Немногим известно, что один из знаменитых московских особняков по адресу — Глазовский переулок, дом №8 является собственностью Калужской области. Вот уже много лет в нём располагается Представительство Правительства региона в столице.



Наличием такой элитной собственности в Москве Правительство Калужской области обязано вовсе не счастливому случаю, а закону. Ещё в далеком 1992 году Президентом России был подписан указ, согласно которому все субъекты страны должны иметь возможность представлять свои интересы в Правительстве РФ через специальные уполномоченные органы.

Калужская область в этом плане не стала исключением, получив в своё распоряжение одно из красивейших зданий в Глазовском переулке. Деятельность сотрудников Представительства разнообразна и интересна. Не меньший интерес представляет собой и судьба самогО старинного особняка.

В первую очередь потому, что это был первый в Москве дом в стиле модерн, который спроектировал известный архитектор того времени Лев Николаевич Кекушев. Его строительство началось в 1898, а завершилось год спустя. Несмотря на то что возраст особняка насчитывает ни много ни мало 115 лет, он прекрасно сохранился и является памятником культурного наследия регионального значения.

МОДЕРН ОТ КЕКУШЕВА
По одной версии Кекушев построил дом для себя и своей семьи, когда у них с супругой появился первенец. Согласно другой – уникальная архитектура и наличие богатых интерьеров могло говорить лишь о том, что здание пойдёт на продажу. Так или иначе, как только особняк был достроен, слава о нём прозвучала на всю столицу. Фотографии сооружения сразу же попали на страницы газет и журналов, а также в архитектурную энциклопедию того времени с подробным описанием всех его элементов.





Черты нового для российской архитектуры стиля модерн проявились не только во внешней архитектуре, но и в интерьере здания. При строительстве зодчий использовал все декоративные и композиционные его возможности. Здесь есть и любимые Кекушевым плавные закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента.

Совпадение или нет, но наружный фасад дома был облицован палево-жёлтым Боровичским кирпичом (произведённым в окрестностях Боровска), а цоколь, наличники, балкон и парадный вход были отделаны тарусским (произведённым в Тарусе) мрамором светло-серого цвета. Последний прекрасно сочетался с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно, на одном из которых сохранилась монограмма «WW». Предположительно это были инициалы автора работы — британского архитектора и художника Вильяма Валькотта.


Особого внимания заслуживал балкон, который не нависал, как это делалось раньше, а был встроен внутрь здания и являлся угловым. Его поддерживала знаменитая колонна Кекушева, ставшая впоследствии одним из его фирменных знаков.

В целом «кекушевский» модерн отличался свободой и решительным отказом от условностей, в частности – симметрии. Архитектор стремился как к чисто эстетической красоте, так и к функциональному использованию пространства. Поэтому неудивительно, что на трёх этажах дома гармонично разместились гостиные залы и кабинеты, спальни и детские, столовые и буфеты, уборные и ванные, комнаты для прислуги и кладовые. Центральное место в особняке занимала лестница.



А вот как сам Кекушев описывал своё творение в журнале «Зодчий» за 1901 год: «Потолки в кабинете и столовой обработаны в балочку с кессонами и живописью между ними; гостиная с ореховым потолком и панелью в японском характере. Во втором этаже отделка простая с оклейкой стен обоями и окраской масляной краскою. Парадная лестница – по железному каркасу, с дубовою отделкою… Облицовка стен в ванных и кухне — фарфоровыми плитами: полы вестибюля и кухни из метлахских плиток...»

ЗНАМЕНИТЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ОСОБНЯКА
Москвичи восхищались полётом фантазии архитектора, но к этому модерну им только предстояло привыкнуть. О создателе нового стиля в столице говорили не меньше, чем о самом особняке, который вскоре сменил своего владельца.

Как только не называли здание в Глазовском переулке — и Домом Кекушева, и Домом Листа, и Домом Кусевицкого. Почему? Дело в том, что все эти люди в разное время были его хозяевами. И хотя Лев Николаевич строил особняк для себя, уже через год он был продан племяннику известного промышленника Густава Листа – Отто. Фабрикант предложил за здание крупную сумму, значительно превышающую первоначальную стоимость постройки – 100 тысяч рублей.

Затем особняк перешёл в руки Натальи Кусевицкой из богатой семьи Ушаковых. Состояние барышни сыграло значительную роль в деятельности её мужа. Музыкант, виртуоз-контрабасист Сергей Кусевицкий по-настоящему прославил особняк, который спустя некоторое время получил прозвище «музыкальный».

Данным эпитетом здание обязано и другим именитым музыкантам. С 1909 году в доме жил друг Кусевицкого – русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин, к которому частенько заглядывал 19-летний начинающий писатель Борис Пастернак. Здесь также часто бывали композиторы Сергей Рахманинов и Николай Метнер, а в 1913 году в здании останавливался французский композитор и дирижёр Клод Дебюсси.


Сергей Кусевицкий

Что же касается самого Сергея Кусевицкого, то в 1917 году он был назначен дирижером и музыкальным руководителем Государственного симфонического оркестра в Петрограде. А в 1923 году, после эмиграции за границу, стал руководителем Бостонского симфонического оркестра. Затем в Тэнглвуде Кусевицкий основал музыкальную академию, где смог объединить разные сферы художественной деятельности.

И всё же этим легендарным личностям в истории особняка нисколько не уступает фигура его автора – Льва Кекушева. Куда он тратил получаемые им деньги, как складывалась его личная жизнь, и наконец – как умер архитектор? Увы, все эти вопросы не имеют однозначных ответов.

ГРАЖДАНСКИЙ ИНЖЕНЕР
Историки до сих пор спорят о месте рождения и смерти Льва Николаевича. Доподлинно известно, что в 1888 году с серебряной медалью он окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. А уже через два года перебрался в Москву, где руководил архитектурным обществом в группе компаний Саввы Мамонтова.

Общество занималось тем, что покупало свободные в городе земельные участки и застраивало их под ключ. Кекушев очень любил проектировать, был невероятно трудолюбив, но вместе с тем обладал несколько скандальным характером. Поэтому в отличие от своих коллег не смог долго работать на государственной службе, а с головой ушёл в частную практику.


Лев Николаевич Кекушев

Со строительством своего дома в Глазовском переулке он открыл новую страницу в российской архитектуре под названием модерн. В этом стиле он построил множество особняков, ставших визитными карточками Москвы. Всеобщая известность к Кекушеву пришла весной 1896 года. Тогда в столичном Успенском Соборе должен был короноваться новый российский император Николай II.

Специально к приезду государева поезда на Брестский вокзал (ныне Белорусский) Кекушеву поручили построить так называемый императорский павильон. Архитектор долгое время придумывал облик сооружения, в итоге выполнив его в русском стиле. По окончании коронации терем разобрали, и с этого момента у Кекушева не было отбоя от заказчиков.

Лев Кекушев приложил руку и к строительству гостиницы «Метрополь». Из двадцати заявленных на конкурсе со значительным преимуществом победил проект Кекушева. Однако волевым решением меценат Савва Мамонтов отстранил архитектора от работы, назначив на эту должность Валькотта. Справедливость восторжествовала, когда через год самого Мамонтова обвинили в растрате и посадили в тюрьму. Возглавить строительство вновь попросили Льва Николаевича, особняк которого стал одним из лучших образцов модернизма.



Самыми плодотворными для творчества Кекушева можно назвать первые годы ХХ века. Он строит знаменитый особняк В.Д. Носова на Электрозаводской, доходный дом И. П. Исакова на Пречистенке, несколько усадеб на Остоженке, Никольские торговые ряды, особняк М.Г. Понизовского, где теперь находится Посольство Республики Афганистан, вокзал станции Голицыно и многие другие сооружения.

Завуалированной подписью своих работ Кекушев сделал скульптуры и архитектурные изображения царя зверей – льва. Этот отпечаток автора имели практически все его сооружения. Несмотря на то что особняки мастера были абсолютно разными по цвету, силуэту и метрике, все они были построены очень качественно. Объединяла их и общая рациональность, удачно сочетающаяся с философским смыслом.

Поразительно, но даже несмотря на колоссальные объёмы работы, которая неплохо вознаграждалась, Кекушев не смог скопить состояния. Куда делись деньги архитектора, равно и он сам, до сих пор остаётся загадкой. После развода со своей супругой Анной Ионовной он буквально исчез в неизвестном направлении.

Могила его не найдена, а дата и причина смерти точно не установлены. Одни сходятся во мнении, что он был расстрелян во времена «красного террора», другие – что умер из-за болезни, третьи, что и вовсе сошёл с ума.
Зато в наследство потомкам остались замечательные произведения архитектурного искусства, а сам Лев Кекушев навсегда вписан в историю как основатель российского модерна.

СОВРЕМЕННАЯ СУДЬБА ДОМА № 8
В середине XX века в особняке находилось посольство Аргентины. Позднее он был передан Представительству Правительства Калужской области. Возможно, благодаря этому, особняк и по сей день находится в отличном состоянии, многие его элементы практически не изменились.

Нынешние владельцы дома № 8 бережно и с большим уважением относятся не только к самому зданию, но и к его истории. Удивительно, но она по-прежнему хранит немало тайн и загадок. По воспоминаниям нынешнего руководителя Представительства и заместителя губернатора Калужской области Владимира Потёмкина, несколько лет назад особняк преподнёс очередной сюрприз. На том самом балконе с колонной внезапно просел пол. При вскрытии под ним обнаружили просторное пустое помещение. Теперь там оборудовали винный погреб, который служит неплохим подспорьем во время проведения деловых и светских мероприятий.



Однако такие события лишь малая часть того, что происходит под крышей старинного здания. Удивительно, но именно здесь решаются важнейшие вопросы экономического и социального развития калужского региона.

Среди основных задач Представительства — осуществление постоянной практической связи и контактов с Правительством РФ, развитие взаимодействия с дипломатическими, торговыми и культурными представительствами, организациями и фирмами зарубежных государств; установление и расширение деловых связей Калужской области.
Сотрудникам Представительства регион обязан связями с российскими и зарубежными инвесторами, а также созданием на своей территории современных производств, а также промышленных, строительных, культурных и других объектов.

В отличие от других известных особняков Льва Николаевича Кекушева, где расположились посольства зарубежных государств, дом № 8 в Глазовском переулке является наиболее открытым. Попасть на экскурсию в особняк можно с помощью Департамента культурного наследия города Москвы и его проекта «Выход в город». Не говоря уже о том, что двери Представительства всегда распахнуты для жителей калужской земли.

Автор: Кира Андреянова

Фото Google images

5 комментариев

SgtPepper
Расскажите, плиз, ещё про обнинский модерн!
Marrina
Отличная статья!!! Побольше бы таких историй! (можно даже не связанных с КО).

Вот только ПречистЕнка (именно так!)

и хотелось бы имя автора статьи узнать. А то вечно анонимки какие-то постят!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.