Театру ИАТЭ 20 лет



В НАЧАЛЕ ДЕКАБРЯ МИНУВШЕГО ГОДА НА ТРАДИЦИОННОМ ОБНИНСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ «МИГ» ТЕАТР ИАТЭ, ОТМЕТИВШИЙ 10 ДЕКАБРЯ СВОЕ 20-ЛЕТИЕ, ВЫСТУПИЛ СО СВОИМ НОВЫМ СПЕКТАКЛЕМ «ТАЙНА М». ПО ИТОГАМ ФЕСТИВАЛЯ ТРУППА СТУДЕНЧЕСКОГО ТЕАТРА ОКАЗАЛАСЬ ЛУЧШЕЙ СРАЗУ В ДВУХ НОМИНАЦИЯХ – «ЛУЧШАЯ МУЗЫКА» И «ЛУЧШАЯ СЦЕНОГРАФИЯ». НО САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ЧТО ВЕСЬ СЦЕНАРИЙ И САМА ИДЕЯ СПЕКТАКЛЯ, ОБОЗНАЧЕННОГО ЖАНРОВО КАК МУЗЫКАЛЬНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЭНДШПИЛЬ, ПОЛНОСТЬЮ ПРИНАДЛЕЖАТ ГРУППЕ АВТОРОВ, КОТОРЫЕ САМИ ЖЕ И СЫГРАЛИ В НЕМ ГЛАВНЫЕ РОЛИ, — ЭТО ДЕНИС СКОБЕЕВ (ВОКАЛИСТ ГРУПП «ДЕРГАТЬ!» И DANKARMA), АРТЕМ СМИРНОВ, А ТАКЖЕ ВЛАДИМИР ЧУЧЕЛОВ — КОМПОЗИТОР, ПОЭТ, ЛИДЕР ГРУПП «КАРЛСОН», «ПЕППИЛОТА», DANKARMA.

Мы встретились с режиссером спектакля Юлией Носовой, актерами театра и всей творческой группой авторов, музыкантов и сценаристов.



— Как появилась идея написать столь неординарный сценарий? Почему вдруг музыканты стали сценаристами?
В. Чучелов: В 2011 году мне приснился сон, в котором я увидел начало и конец этой истории. Кстати, я не шучу. А как раз в это время в группе «Пеппилота» и музыкальном проекте «МаSша» уже было собрано много музыкального и видеоматериалов, из которых хотелось сделать не просто клипы, а музыкально-художественный фильм. Так и начался процесс написания сценария для этого фильма. Все шло удивительно легко и весело, и примерно за неделю основная идея была прописана.
Д. Скобеев: Но при этом изначально в качестве актеров в этом музыкальном фильме мы хотели задействовать наших близких друзей, у которых в 2010 году уже был хороший опыт постановки нашего мюзикла «Мы». Таким образом, сценарий, образы — все писалось под конкретных живых людей, в соответствии с их сложившимися характерами, манерой поведения и взглядами на жизнь. И мы даже отсняли с ними первые пробные сцены. Но чем больше мы углублялись в суть и философию сценария, тем очевиднее становилось, что мы не сможем своими силами отснять все так, как хотелось бы. А хотелось хорошо!



В.Чучелов: Мы пришли к выводу, что необходимо привлекать финансирование извне. И были даже подвижки со стороны нескольких федеральных телеканалов, но, к сожалению, дальше синопсисов дело не пошло.
— Расскажите коротко о сюжете спектакля.



Д. Скобеев: Идея такова, что у каждого человека в параллельных вселенных есть его копии, но есть и такая вселенная, в которой обитают не просто наши копии, а наши первообразы. По сюжету, однажды такой первообраз — идеальный безгрешный человек — попадает в наш мир. Попадает в совершенно обычную молодежную компанию всего на два дня, в течение которых эта девушка учится чувствовать, жить, любить. Но, к сожалению, тот, кто отправил ее на Землю, должен забрать ее обратно, потому что она — творение рук его. Не хотелось бы раскрывать всех смыслов и сюжетных ходов, иначе нашему интеллектуальному обнинскому зрителю будет не так интересно.

— И как же сценарий для фильма переквалифицировался в театральную постановку?

Ю. Носова: Все началось летом. 2014 год – юбилейный для нашего театра. Для новой постановки к 20-летию театра хотелось выбрать необычный, особенный материал. И тут Владимир подал мне идею перекроить их киносценарий «под сцену». Это перерождение заняло у нас все лето. Было очень непросто, киносценарий был очень большой, с множеством сюжетных линий, но, благодаря слаженному труду авторской группы, мы адаптировали его к сцене.

— Какова целевая аудитория спектакля?

Ю. Носова: Нельзя однозначно сказать, что наша аудитория – это студенты 18-20 лет или, например, среднее поколение, предпочитающее современное искусство. Не только. Скорее, эта работа для всех людей, которым интересен жанр музыкального спектакля, мюзикла и жанр, так скажем, фэнтези (хотя это слово не вмещает целиком смысла идеи Володи Чучелова). Я думаю, что многим ценителям театрального искусства это будет интересно. Безусловно, тематика спектакля молодежная, но после показа на фестивале «МИГ», рассыпавшись в комплиментах, ко мне подошла женщина лет 70-ти и делилась со мной своими положительными эмоциями. Так что наша аудитория точно не зависит от возраста.



Д. Скобеев: Еще этот спектакль будет интересен всем, кто любит творчество Марка Захарова. Мы, как давние его поклонники, сожалеем, что сейчас все меньше и меньше появляется подобных работ. Все же помнят фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить Дракона» и многое другое. Поэтому в своем сценарии нам хотелось хотя бы немного приблизиться к подобным высотам.

— Учитывая прежний репертуар (Д. Пристли, О. Уайльд, В. Распутин, А. Вампилов, В. Железников), этот спектакль нечто новое для театра ИАТЭ?

Ю. Носова: С технической точки зрения «Тайна М» — абсолютно новый опыт для нашего театра. Впервые мы использовали видеоряд. Также впервые актеры в течение всего спектакля работают с микрофонами. Очень много танцев, которые помогали ставить как профессиональные хореографы, так и сами ребята. Музыка — это вообще отдельная тема. Каждая композиция очень точно отражает суть, настроение, философию в зависимости от действия. Владимир Чучелов давно пишет музыку для нашего театра. И каждый раз его работы поражают нас и делают наши спектакли еще ярче и выразительнее. В результате получился некий синтетический спектакль, в котором объединено все: и танцы, и вокал, и видео, и музыка. Раньше мы делали музыкальные спектакли-водевили, но «Тайна М» по жанру больше приближается к мюзиклу, это тоже было новым опытом.


Е. Сазонова: Актерам было непросто. Например, с микрофонами. Очень непривычно было невольно слушать свой голос, что сильно отвлекало от актерских задач, от работы с партнером… Не всем было легко исполнять вокальные партии, у некоторых не ладилось с танцами. Но упорный труд, ночные репетиции, в том числе и в выходные дни, сделали свое дело. Мы пришли к нужному результату. И очень счастливы, что теперь у нашего театра есть еще один прекрасный спектакль, которым мы можем гордиться. И здесь хочется сказать спасибо нашим вторым половинкам — мужьям, женам, которые три месяца терпели наше отсутствие и сумасшествие. Но без такой отдачи мы не смогли бы добиться живого спектакля.

— Удачно был решен вопрос с декорациями на совсем небольшой сцене. Как удалось добиться такого результата?



Ю. Носова: Перед нами стояла очень трудная задача. В сценарии очень много действующих лиц и сцен, которые должны быть динамичными и разными. В итоге нам удалось разбить все пространство на три части – саму сцену, подиум (второй этаж над сценой) и на нечто среднее между ними – «зону качелей». Эти находки позволили создать большое количество мизансцен и расширить границы действий актеров. Спасибо нашему художнику — Наташе Минашевой, она оформила этот спектакль.

— Чем запомнился репетиционный процесс?

Д. Скобеев: Репетиции запомнились нам… детьми! Одни из главных героев — Маша и Артем Смирновы (супруги в жизни) регулярно приходили на репетиции со своим пятимесячным сыном Марком (не с кем было оставить), который бесконечно просыпался, засыпал, снова просыпался, ел, опять засыпал прямо в декорациях… Моя семимесячная дочь Алиса тоже приняла участие у меня на руках в постановке танца (смеется). В общем, 20-летие театра и этот спектакль собрали все поколения актеров. И «старичков», например артистка Ольга Дивеева, и нынешнее поколение, и даже тех, кто, возможно, вступит в ряды лицедеев спустя лет 18. И вообще, порадовала творческая атмосфера и самоотверженность всего театрального коллектива.



— В нашем городе о существовании театра ИАТЭ знают далеко не многие. Почему так сложилось, ведь вам уже 20 лет. И чем вы отличаетесь от других театров города?

Е. Сазонова: Театр ИАТЭ отличается самим рабочим процессом. Каждый год приходят новые студенты, с которыми Юлия Носова, как режиссер студенческого театра, обязана работать. В этом есть важная просветительская миссия — увлечь молодежь живым театром. Научить их мыслить, чувствовать, говорить. С одной стороны, постоянное обновление актерского состава не всегда может положительно отразиться на качестве постановок, так как новые актеры, в основном, не имеют театрального опыта. С другой стороны, эта особенность дает театру постоянную жизнь и бесконечную молодость. Наш театр никогда не находится в стагнации. Каждый раз приходят новые люди с горящими глазами, и зритель чувствует этот живой нерв.

— Почему хотите выступить на общегородской сцене?

Е. Сазонова: Потому что мы хотим, чтобы городской зритель узнал о нашем театре! На данный момент о нас знает очень ограниченный круг людей. В основном, это те люди, которые, так или иначе, связаны с ИАТЭ. За 15 лет моей жизни в театре ИАТЭ, я видела немало постановок, которые делают наши друзья из других театров Обнинска. И горожане знают их и с удовольствием ходят на них. Но при этом я вижу, какие спектакли ставит Юлия Владимировна. И мне очень жаль, что эти работы не видит широкая публика. А ведь они очень достойные! И живые!

Кстати сказать, Юлия Владимировна имеет профессиональное образование режиссера, которое она получила в Щукинском училище.

— Какое будущее прочите спектаклю «Тайна М»?



В. Чучелов: Во-первых, перед февральскими повторными показами будет снята телевизионная версия спектакля. Во-вторых, мы все-таки надеемся снять художественный фильм. Тем более что по известной традиции, после первого снятого дубля мы разбили-таки о штатив с камерой тарелку с названием фильма и подписями всех членов съемочной группы. Так что по всем киноканонам фильм должен увидеть свет.
Отзыв зрителя Евгении Симоновой: «Оглядываясь назад, в то время, когда я ещё не знала о существовании Дракона, мне кажется, что все было проще… Мир перевернулся в один день… Я узнала, что есть любовь, есть статуя и есть другая реальность, где «для тебя мир может быть и таким»!
Вы понимаете, о чем я? Нет??? И не удивительно! Меня поймут только те, кто уже посмотрел новую постановку театра ИАТЭ «Тайна М». Этот спектакль от начала и до конца «новинка» для зрителя! Он гениален, не побоюсь этого слова — от задумки и до воплощения! Море музыки, танцев, движухи, капля эротики и глубокий смысл — все это не отпустит зрителя ещё долгое время. Лично я плакала, смеялась, переживала, и все это за один вечер. Вечер, который изменил меня. Который заставил взглянуть на жизнь иначе… Спасибо!»

Уже в феврале «Тайну М» смогут увидеть все желающие. Постановка будет сыграна либо на сцене Городского дворца культуры, либо на родной сцене театра по адресу: пр. Ленина, 69 («Грот»).

Текст: Павел Пиляев

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.