Рукотворные цветы

Мы хотим рассказать историю обнинчанки Ольги Якимовой. Историю о поиске самого себя и своего любимого дела, способного перевернуть жизнь.



Наверное, многим жителям города лицо Ольги Якимовой покажется очень знакомым… Ещё бы! Несколько лет она была ведущей новостной программы на одном из обнинских телеканалов. Но работа на телевидении для нее давно в прошлом, впрочем, как и специальность инженера-системотехника, которую она получила в ИАТЭ. Уже четвёртый год Ольга Якимова занимается необычным и очень древним видом искусства – шёлковой флористикой. Своими руками она создает удивительной красоты цветы и… по-настоящему счастлива.

— Ольга, расскажите, как в вашей жизни появилась шёлковая флористика? С чего всё началось?

— Это произошло совершенно случайно — я вообще никогда и никаким творчеством не занималась, хотя мои бабушка и мама всю жизнь прекрасно шили и вязали. В 2006 году мы въехали в новую квартиру и сделали там ремонт. А через пару лет наш интерьер показался мне очень тоскливым – захотелось что-то поменять. Причем это был такой момент, когда я уволилась с работы, но при этом даже не находилась в поиске себя. У нас очень необычная спальня: напротив одного окна находится балкон. Пришла мысль – обновить шторы и покрывала, но выходило очень затратно. И вот как-то сама собой родилась идея украсить комнату интерьерным букетом. Я отправилась в город, обошла несколько мебельных салонов, но ничего подходящего не нашла. Приехала домой и… полезла в Интернет. По моим запросам всё время выпадали ссылки типа «цветы своими руками». Три дня я их обходила, но потом решилась нажать. В итоге очень удачно попала на сайт мастерицы – одной из четырёх девушек в нашей стране, которые прошли обучение шёлковой флористике в Японии. Естественно, то, что я увидела, было просто фантастикой! Даже не представляла, что такие вещи вообще существуют! Глаз увидел то, что впечатлило и сердце и душу, и все барьеры рухнули. Это было в конце декабря, а уже в начале января я поехала на мастер-класс к другой мастерице в Москву. Тогда я была очень самоуверенная и думала, что смогу познать все секреты этого искусства с первого раза. Суть я конечно уловила, но руки не слушались, а цвета не смешивались и не подбирались. Но я дала себе установку – каждый день делать по цветку, пока не доведу до должного уровня, чтобы было не стыдно друзьям показать. И где-то уже через полгода я открыла свой маленький интернет-магазинчик на одном из сайтов, и дело пошло.

— Кто поддержал вас в вашем новом увлечении?

— Самое забавное, что моя мама первое время всё ждала, когда мне это дело надоест и я его брошу. И эта мысль ее преследовала еще года два. Но у меня глаз горел, руки чесались, и мысль бросить даже не возникла. Сначала, когда звонили друзья и спрашивали: «Что делаешь?». А я отвечала: «Работаю». Смеялись: «Опять цветочки лепишь?» И этот первый год был, конечно, тяжёлый в том плане, что со стороны всё выглядело несерьёзным. Прибыли никакой, работой тоже трудно назвать… Но я хочу сказать огромное спасибо моему мужу, который отнесся с пониманием к моему новому увлечению. Он ни разу меня не упрекнул: может из благородства души, а может просто поверил в меня. Скорее, и то и другое. И я постаралась это доверие оправдать (улыбается).



— Что такое шёлковая флористика, и как рождаются эти произведения искусства?

— Это фантастический процесс! Потому что изначально у нас есть только кусок белой ткани. Основная вещь, которая нужна для шёлковой флористики, – специальные ткани с пропиткой, причём в России такие не производятся. Можно, конечно, покупать натуральный шелк и пропитывать его самим. А вот с синтетическими тканями смысла работать нет – они непредсказуемы. У японцев шёлковая флористика возведена в ранг искусства, которое преподают в университетах на дизайнерских факультетах. И в этой маленькой островной стране для этого создано всё – там фабрики выпускают ткани, проволоку, клей, инструменты и много чего другого. Все материалы у них опробованные, и их разнообразие поражает! Так что из основного – это ткани, проволока и инструменты. Я когда мужчинам говорю, что мой лучший друг – паяльник, они очень сильно удивляются. Но это так. К паяльнику есть насадки – бульки разного размера и формы, и у каждой свое предназначение. Вот такой набор вещей, без которых невозможно заниматься цветоделием. Перед тем как сделать каждый цветок, нужно нарисовать на ткани все детали, вырезать их, покрасить краской, а потом только приступать к обработке инструментами. После обработки всё это собирается в готовый цветок.



— А из цветов затем получаются композиции… Всё ограничивается только фантазией?

— В общем-то да… и предпочтениями. Одни мастерицы занимаются, например, только корсажными цветами, то есть для украшения себя любимой – в качестве брошек, на шляпки и так далее. А у меня душа лежит больше к букетам. Они мне невероятно нравятся, и сейчас у меня дома стоят три незаконченных букета: они уже неплохо смотрятся, но их доработку я пока откладываю. А в голове уже роятся штук 15-16 новых! Хотя букеты — дело, прямо скажем, невыгодное. Они очень дорого стоят, и чтобы найти для них покупателя, во-первых, нужно неплохо разбираться в интернет-технологиях, в продвижении товара в сети, ну а во-вторых, на это нужно время. Пока мне в это вникать не хочется… К тому же я предпочитаю работать по велению сердца. А на заказ работать не люблю: ты ограничен желаниями заказчика и о каком-то полете фантазии говорить не приходится. Механическая работа не доставляет удовольствия.

— А где находит применение эта красивая продукция?

— В основном это украшение интерьеров, одежды, прически. Это шторные подхваты, шляпки, платья, в том числе и свадебные, расшитые цветами… А где им еще применяться? Как и обычные цветы – везде, только они никогда не вянут. Я, например, никогда не стремлюсь к 100%-ному сходству моих работ с живыми цветами, хотя этого можно добиться, используя разнообразные материалы. Но всё равно это будет копия природы. А вносить нотку фантазии и творчества, сохраняя при этом узнаваемость цветка, гораздо интереснее. В любом случае, это фантазийная вещь, которая будет радовать глаз, а самое главное, что точно такой же ни у кого не будет. Это абсолютный эксклюзив — повторить один и тот же цветок не получится никогда.

— Откуда вы берете материалы для своего творчества?

— Я заказываю их из Японии, и все материалы приходят мне посылками. В Москве это тоже можно приобрести, но там всё значительно дороже. К тому же сейчас появилось очень много подделок. У японцев продумано всё — и нам такого даже не снилось — вплоть до самых мелких аксессуаров, украшений и т.д. Дело в том, что цветоделие как вид творчества родился когда-то очень давно в Китае. Но китайцы по каким-то причинам не развили это искусство. Японцы же идею подхватили и довели её до совершенства. И всё у них на высшем уровне: и лучший мастер в мире живет у них, и материалы лучшие тоже у них.
— Сколько же времени занимает процесс создания цветка или композиции?

— Конечно, всё зависит от размеров идеи, её глобальности. Букет сделать — от двух недель до месяца, если вплотную им заниматься. А среднего размера корсажный цветок за день можно успеть. Ну еще ночь, чтобы ему просохнуть хорошенько. Более объёмную композицию – от трёх дней до недели, и это без учета творческих мук. Всё зависит от задумки (улыбается).

— Обучаться мастерству шелковой флористики вы отправились в далёкую Японию. Поделитесь впечатлениями…

— Это была удивительная поездка, которая получилась для меня невероятно удачной. Про великого мастера Сайоко Ясуда я узнала от Полины Кузнецовой, которая и провела для меня первый мастер-класс. Потом я начала изучать творчество этой женщины с помощью Интернета – увидела ее награды, заслуги, ее работы. Госпожа Ясуда оформляет своими цветами интерьеры на высшем уровне – покои президентов и двоцы, ее знают во всех посольствах страны. Это великая женщина! Всю свою жизнь она занимается цветами и больше ничего не умеет делать. Представьте себе – 45 лет она делает розы, и несмотря на то, что ей сейчас уже за 60, свежа, молода и заряжает своей энергией. Я и представить не могла, что когда-нибудь с ней познакомлюсь и поеду в Японию. Но когда погружаешься в свое любимое дело и посвящаешь ему всю себя, то это дает результат. Ты получаешь не только моральное, но и материальное удовлетворение. И на фоне этой волны пребываешь в каком-то очень позитивном состоянии, даже жизненный настрой меняется! Меньше замечаешь неприятностей, улетучивается раздражение, и мечты начинают сбываться. Поехать в Японию я предложила своей очень близкой подруге, и она согласилась. Очень много обязательств легло на принимающую сторону, нужно было собрать огромное колличество документов, но, к счастью, всё получилось. Мы прошли обучение и уехали домой с сертификатами самой известной цветочной школы «Сомебана».



— Кто были первыми поклонниками вашего творчества и клиентами?

— Мое развитие как мастера пошло через Интернет. Много цветов было подарено, а своего первого покупателя, честно говоря, я уже и не помню. Сейчас у меня очень много учеников в сети, и не только из России, – для них я провожу вебинары, организую курсы, мастер-классы. Благо технологии сейчас позволяют всё это делать и не выходя из дома тиражировать свой опыт. Цветоделие сейчас на подъеме. Девушки и женщины подбирают цветы под наряды, какие-то тематические мероприятия. Клиенты находят меня также через Интернет. А восхищения не скрывают ни женщины, ни мужчины.

— Получается, шелковая флористика никого не может оставить равнодушным?

— Получается, да (смеется). У меня очень много знакомых, причем разного возраста. Даже те, с кем много лет не общались, находятся в соцсетях. И когда они спрашивают: «Где ты, чем занимаешься?» Я просто отправляю им ссылки на свои работы. А через некоторое время приходят отзывы, наполненные восторгом, удивлением. Реакция у всех положительная, и никто не остается равнодушным. Да это и невозможно, когда видишь такую красоту!

— Легко ли создавать эту красоту лично вам?

— Я наслаждаюсь! Ты уходишь в себя, творишь, получаешь удовольствие от процесса и гордишься результатом. Если раньше для меня это была лотерея: получится — не получится, то сейчас я уверена. С удовольствием наблюдаю за этими метаморфозами. Когда у тебя в руках рождается цветок — это удивительно. Мне кажется, что все мои планы и идеи как раз в момент творчества и вызревают. Так что мне легко!

— А какие цветы ваши любимые?

— Розы и еще раз розы. И если на первом мастер-классе, когда все делали эти цветы, я от них отказалась, то со временем всё поменялось. Почему? Потому что розы – самые сложные. К тому же они бывают очень разными, и каждый раз это решение задачи. С остальными цветами как-то все понятно, а с розами — полёт фантазии и в выкройках, и в сборке, и в тканях…

— Инженерное мышление помогает в работе, ведь ваше первое образование – техническое?

— Я по жизни много чем занималась, но по специальности проработала всего два месяца. Всю жизнь пела, и музыка меня тоже подкармливала одно время. Даже фотографией увлекалась! Потом работала на местном телевидении – научилась и с камерами общаться, и по радио вещать. Но теперь ловлю себя на мысли, что всё, что я делала раньше и чему училась по жизни – всё это сейчас соединилось в моем любимом занятии. А значит, я ничего не делала зря. Пазлы сложились.

— Признаюсь, вы производите впечатление очень гармоничного человека. Так ли это на самом деле?

— Абсолютно. За последние 1,5-2 года у меня произошла переоценка ценностей, да и многих других вещей. Я сегодня и пять лет назад – это два разных человека. Сейчас в душе гармония и покой. Так странно, но перед поездкой в Японию было такое ощущение, будто нахожусь на взлетной полосе. А сейчас я пребываю в какой-то невесомости, и это состояние мне очень нравится.

— Есть идея делиться своим опытом на уровне города?

— Это достаточно сложно. Во-первых, это дорого, в виду стоимости материалов, во-вторых, для этого нужны помещения, в-третьих, много времени. Если кто-нибудь когда-нибудь мне в этом поможет – буду рада.

— В стране таких мастеров, как вы, по пальцам пересчитать…

— Тех, кто прошёл обучение в Японии у сенсея Сайоко Ясуды, – всего семь. И я в том числе. Но есть мастера со своим хорошем стилем, которые там не учились, тем не менее заслужили себе имена.
— Вы уже думали о собственной выставке?

— Пока нет.

— А в перспективе?

— Возможно да. Но для этого нужны помощники. Вполне вероятно, что это дело и реализуется, но пока я боюсь загадывать. Знаете, мои планы сбываются, но сбываются они в каком-то странном порядке. Вскоре моя близкая подруга переедет поближе ко мне, и вот тогда, может быть, мы откроем мастерскую, организуем выставки. А пока всё это только в теории…

— Ваше любимое дело уже приносит какой-то доход?

— Да, конечно. И в первую очередь это обучение. Недавно наткнулась на интересную статью на тему того, почему ручная работа стоит дорого. Во всем мире это уже знают, но в России с этим никак смириться не могут. Если поначалу я как-то переживала, сбрасывала цену, то сейчас запретила себе это делать. Поэтому мои работы стоят дорого. Хотите берите, хотите нет. Но это мой труд, я это сделала, и ничего подобного вы больше не найдете. К материальной стороне отношусь спокойно.

— Согласны, что искусство требует жертв?

— Возможно, но меня они миновали. Получилось, что цветами я занялась в тот период, когда мне не надо было делать выбор – творчество или работа. Мне не надо было отстаивать свою позицию перед родными и близкими, потому что все они приняли эту ситуацию и поняли меня. Кстати, главный критик – это мой сын (смеётся).

— Сейчас вы уже можете назвать себя мастером «золотые руки»?

— Вы знаете, нет предела совершенству. Все творческие люди, да и не только, просто профессионалы своего дела — все всегда чему-то учатся. И всегда будет что-то, чего ты еще не знаешь. К тому же в моем деле столько еще направлений существует: кожаная флористика, лепка, фарфор… Много вариантов мне близких, и даже в самой шелковой флористике еще не все познано и изучено. Действительно, определённых высот я уже добилась, но мне есть куда расти.



— В нашей стране всегда было модно, чтобы женщина занималась рукоделием. Мода не прошла?

— Психологи рекомендуют, чтобы в жизни любого человека была какая-то отдушина, любимое дело, хобби. Я с этим согласна. Женщина, безусловно, должна быть центром семьи. Она создает общий настрой вокруг себя, и если это получается, то в семье все хорошо.

— Вы считаете себя успешной женщиной?

— Да, именно по внутреннему ощущению. Я сейчас очень довольна своей жизнью, моим состоянием. Даже не могу вспомнить, например, когда у нас в семье был какой-то разлад… Наоборот, мы смеемся, радуемся и обмениваемся этой положительной энергией.
— Что вы можете пожелать всем представительницам прекрасного пола?

— Наверное, найти себя. Я себя нашла под 40 лет. А до этого возраста смотрела на других, которые говорили, что любят свою работу, отдыхают на ней, и не понимала, как это возможно. Я желаю всем девушкам и женщинам любого возраста поверить в то, что всё возможно. А главное — не накручивать себя в ожидании, что, мол, вот еще немного и произойдет чудо. Нетерпеливость отпугивает чудеса. Нужно расслабиться и просто не упустить нужный момент. Когда женщина находит себя, она создает почву для того, чтобы быть счастливой и делиться этим счастьем с окружающими.

ТЕКСТ КИРА АНДРЕЯНОВА

Фото из личного архива Ольги Якимовой

5 комментариев

SgtPepper
Если бы не фильм про Обнинск, никто бы и не узнал про Ольгу…
blackknight
Если бы не stomatolog , никто бы и не узнал про эту статью…
40-40
если бы не Лайфпарк, никто бы не узнал про stomatolog…
blackknight
Если бы не ответный коммент 40-40, все бы уже забыли к этому моменту про фильм, Ольгу, stomatolog'а, эту статью…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.