Дедушка обнинского рока

Знаете ли вы Ларису Долину? Конечно, знаете! А Ирину Отиеву? Тоже слышали? Ну, уж Майкла Джексона видели наверняка! А знаете ли вы тех, кто стоял за ними, их учителей? Кто с ними работал, развивал их талант? Скорее всего, нет. Вот так и Аркадий Александрович Арзамасцев уже очень долго работает за кадром, в тени своих «звездочек».

-

Аркадий Александрович родился в глубинке на Урале, но там почти не жил. Его отец получил работу в Свердловске и в 1949 году перевез туда семью. Там Аркадий Александрович окончил школу, а позже – педагогический институт, музыкальный факультет педагогического института по специальности «Учитель музыки и пения».Одновременно получил второе образование – композиторское. После учебы, попав по распределению в Свердловск-45, семь лет работал в школе учителем. А позже его пригласили работать дирижером оперетты и художественным руководителем эстрадно-симфонического оркестра. Аркадия Александровича всегда привлекала рок-музыка, уже тогда, в 70-е годы, он собрал рок-группу из своих учеников, которая пользовалась популярностью. За их выступления Арзамасцев регулярно «получал по шапке», но ребят не бросал. В дальнейшем он создал еще несколько рок-групп, научился находить общий язык с городскими властями, а в 1972 году, на фестивале рок-коллективов, получил звание «Лучший бас-гитарист города».

В те же 70-е годы Арзамасцев занимался рок-аранжировкой песен, посвященных войне. Он был молод и тогда еще не понимал, почему к нему подходили возмущенные ветераны и требовали прекратить «издеваться над нашими песнями». Теперь же он и сам встал на эту позицию.

– Я тогда молодой был, а сейчас, видимо что-то понимать в жизни начал, и теперь отрицательно отношусь к новым аранжировкам старых песен. Конечно, приятно, что сейчас поют песни нашей молодости, но они все равно лучше звучат в первозданной аранжировке!

В Обнинск Аркадий Арзамасцев попал переводом. В 1976 году директором приборного завода назначили Анатолия Яковлевича Мальского, и тот, уехав из Свердловска-45, потянул за собой директора клуба Зою Павловну Суньцову (она стала директором Городского дворца культуры Обнинска) и Аркадия Александровича Арзамасцева, а заодно и балет! В то время Аркадий Александрович уже был женат, поэтому перевез сюда жену, двоих детей, тещу, а в последующем и своих родителей.

В те годы Арзамасцев на базе Дворца культуры создал центр рок-музыки, включавший в себя до десяти рок-групп. Несмотря на то, что в то время к року было неоднозначное отношение, группы Арзамасцева играли даже на 9 Мая, прямо на крыльце ДК.

В конце 70-х, начале 80-х годов Аркадий Александрович занялся вокальной педагогикой. Первый вокально-инструментальный ансамбль назывался «Солнышки» и состоял полностью из девчонок. Уже в 90-е появилась группа «Киевский вокзал». Сейчас девушки обзавелись семьями и детьми, но своего учителя вспоминают часто, заглядывают к нему в гости.

Уехал из Свердловска-45 Аркадий Арзамасцев «местечковой звездой», как он сам себя называет, в Обнинске становиться звездой не собирался. Тогда у него было много энергии, он много работал и сложностей старался не замечать. Практически сразу Арзамасцев стал сотрудничать с народным театром под руководством Веры Петровны Бесковой, написал музыку более чем для 30 спектаклей.

– Первой была премьера мюзикла «Чертова мельница». В оркестровой яме сидела живая рок-группа. Поющие актеры пели, а непоющие делали вид, что поют, а мои ребята из оркестровой ямы пели за них! – вспоминает Аркадий Александрович.

-

Сейчас Арзамасцев тоже пишет музыку, но уже не для спектаклей, а для развития голосового диапазона своих учениц. Ученики его находят сами, но не все выдерживают трудности. Аркадий Александрович считает, что «вокалу невозможно научить, вокалу можно только научиться». Именно поэтому у него всегда разные задания для детей, одновременно сложные, но позволяющие ребенку добиться успехов самому, самостоятельно изобрести вокальную школу для себя. Такую школу Арзамасцев помог изобрести одаренной девочке, Екатерине Булкиной. Родители привезли ее из Жукова ребенком, в 7 лет, но с уже проявленным талантом. С Катей Аркадий Александрович занимается в течение 8 лет. Девочка пела с пяти и с этого же возраста мечтала выступить на сцене нашего Дворца культуры, и мечта осуществилась. Счастью не было предела – она буквально летала, пела и кружилась! А сейчас она уже выступает в Москве, в студии «Альт».

Есть один хороший девиз в работе Аркадия Александровича, который он не устает повторять своим ученикам — «не бойтесь ошибаться!», и добавляет: «Ведь человек в основном совершает ошибки тогда, когда он их больше всего боится». И даже шутит, что в его кабинете надо повесить такой плакат: «Господа, не бойтесь лажи!».

У Аркадия Александровича подрастает еще одна певица, теперь из Боровска – Лиза Тихонова. Тоже уникальный ребенок. В свои 13 лет обладатель Гран-при фестиваля «Областные Дельфийские игры-2012».Елизавете немного легче, так как Екатерина передает ей свой опыт. Однако Арзамасцев замечает, что без родительского участия было бы очень сложно работать.

Хочется поделиться одним из самых приятных воспоминаний Аркадия Александровича о своей работе: «Как-то был концерт „Наши старые дворы“, тут собирались „старички“, пришли музыканты, которые раньше со мной пели. Наташа Добролюбова вышла петь мою песню, для нее написанную, и как только началось вступление, музыканты, видимо, узнали мой стиль, и зал наполнился аплодисментами. Для меня это самый счастливый момент, ведь это не популярная музыка, серьезная».

До сих пор творческие вопросы приезжают обсудить с Арзамасцевым и «старенькие музыканты» — Анна Мельниченко, Алексей Миронов, Олеся Харламова, Наталья Добролюбова, Лена Курланова.

За свой вклад в развитие музыкальной культуры Аркадий Александрович Арзамасцев награжден званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». А в 1997 году обнинский журнал «Город» окрестил Арзамасцева «Папой обнинского рока».

Текст: Елена Кисина

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.