Боровск

Сегодня я расскажу про нашу поездку в Боровск, которая состоялась в последние солнечные выходные осени 2011 г.



Про Боровск рассказывать сложно, потому что, с одной стороны, многие там были и отчетов в сети более чем достаточно, а с другой стороны обычные путешественники вроде нас очень мало знают про историю этого города. Название своё Боровск получил, скорее всего, из-за соснового бора на северной и западной окраинах города. Красивый вид на бор открывается с боровского городища, на котором найдены следы поселений ещё каменного века.



Новая история Боровска началась в 1358 году, именно тогда в летописях начали встречаться упоминания об этом городе, однако как город он существовал уже в XIII веке, когда сюда прислали баскака хана Батыя для сбора податей. Город был одним из центров Серпуховско-Боровского княжества, здесь чеканилась своя монета с изображением барса, а в XV веке боровчане участвовали в реконструкции московского Кремля и строили Боровицкую башню, название которой связывают как раз с Боровском. Здесь же и примерно в то же время царь Иван III Великий готовил свои войска к битве с ордынцами и освобождению страны от ордынского ига, и сюда же отошёл после стояния на Угре.



Ну а что же известный Пафнутьев-Боровский монастырь? Основан он был в середине XV века преподобным Пафнутием, который к тому времени был настоятелем другого боровского монастыря — Высоко-Покровского мужского монастыря. В настоящее время от этого монастыря сохранилась только деревянная церковь, регулярно обновляемая, да старое кладбище.



Почему Пафнутий ушёл из своего монастыря, в котором прожил 30 лет, не понятно, однако известно, что Высоко-Покровский монастырь находился на землях боровского князя Василия Ярославовича, убеждённого союзника царя Василия Тёмного, а новый Пафнутьев монастырь был заложен уже на землях Дмитрия Шемяки, претендента на царский престол. После ухода Пафнутия, центр духовной жизни Боровска постепенно переместился в новый Пафнутьев монастырь, который сыграл важную роль в истории средневековой Руси.



Перед смертью Пафнутий назначил своим преемником на посту настоятеля монастыря Иосифа Волоцкого, первого идейного антисемита в истории страны, активного обличителя ереси жидовствующих. Любопытно, что во времена Иосифа на Руси евреев и не видывали, а борьбу с ересями использовали преимущественно в политических целях. Так, иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого, выступали за крупное монастырское землевладение, богатое оформление церквей и монастырей и вообще за увеличение богатства Церкви. Их противниками были нестяжатели, последователи Нила Сорского, которые призывали монашество вернуться к аскетизму и скромности. Также иосифляне дальновидно поддерживали царскую власть и объясняли её "божественное" происхождение. Естественно, светская власть стала поддерживать иосифлян. Ну а нестяжатели были обвинены в жидовской ереси и уничтожены.



В следующий раз монастырь появляется в летописях на рубеже XVI-XVII веков, накануне смутного времени, когда последний из рода Рюриковичей царь Иван Грозный умер не оставив на престоле наследника. В конце концов на троне оказался Борис Годунов, однако в Угличе оставался младший сын Ивана Грозного, восьмилетний царевич Дмитрий, который впоследствии мог претендовать на престол. И вот, приближенному к царю Борису окольничему Андрею Клешнину пришла в голову идея избавиться от царевича, тем более, что мальчик был болезненным и страдал эпилепсией. Весной 1591 года, во время игры, с царевичем случился очередной приступ, во время которого он, якобы, сам себя заколол ножиком. Расследование смерти было поручено комиссии, в которую входил и Андрей Клешнин, и комиссия быстро и однозначно установила, что смерть наступила в результате несчастного случая. Однако, сразу после доклада результатов царю, Клешнин принял монашество в Пафнутьевом монастыре, а затем и обет молчания. Через некоторое время Клешнин умер и был похоронен здесь же, в монастыре, навсегда унеся с собой тайну смерти царевича Дмитрия. Памятная доска об этом событии до сих пор находится на стене придела храма Рождества Богородицы.



Однако Борису Годунову не удалось сохранить трон: с 1601 года было подряд три неурожайных лета, страна начала голодать и в народе пошли слухи о том, что все несчастья из-за того, что Борис незаконно захватил трон, а царевич Дмитрий выжил (хотя ученые недавно доказали, что причиной непогоды было извержение вулкана в Перу в 1600 году и последовавшая за этим вулканическая зима). Воспользовавшись неспокойным состоянием России поляки нашли самозванца Гришку Отрепьева, объявили его царевичем Дмитрием, и посадили его на московский трон. Лжедмитрий I в 1606 году был убит, но вскоре появился Лжедмитрий II, которого также называли Тушинским или Калужским вором. В 1610 году войска Лжедмитрия II двинулись из Калуги на Москву, главным оборонным пунктом на этой дороге в то время был как раз Боровский монастырь, который был уже каменным и имел хорошо укреплённые стены. Осада монастыря длилась 10 дней, пока в результате предательства или ошибки полякам не удалось прорваться через Тайницкую башню на территорию монастыря и перебить его гарнизон. В монастыре похоронено 12 тысяч его защитников и крестьян окрестных сел, убитых поляками. В память об этом событии установлен каменный крест и церковь пророка Ильи с больничными палатами.



После польского нашествия Боровск так и не оправился и навсегда потерял стратегическое значение. Однако история его на этом не закончилась, через пятьдесят лет в Пафнутьев монастырь ссылают лидера старообрядцев протопопа Аввакума. Все время заключения его держали на цепи в студеной тюрьме и морили голодом. "Заваляли и окошко и дверь, и дыму негде было идти, тошнее мне было земляныя тюрьмы, — вспоминает Аввакум, — где сижу и ем, тут и ветхая вся срание-сцание".



Однако, заключение Аввакума в Боровское привело к тому, что в результате его проповедей всё больше боровчан укреплялись в старой вере и отвергали никоновский реформы. Окончательно город стал столицей старообрядчества после того, как увидел духовный подвиг боярыни Морозовой и её сестры Евдокии Урусовой, которые были заточены в Пафнутьевом монастыре и умерли здесь от истощения. Приверженность города старообрядчеству совсем не способствовала его процветанию, более того, Церковь до самого начала XX века не разрешала староверам иметь свою церковь в Боровске. И только в 1906 г. на пожертвования боровчан был заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы. К сожалению, в 20-х годах храм был передан автобазе и внутри него находился гараж. Восстанавливать его начали совсем недавно.



Во время отступления наполеоновских войск в 1812 году из Москвы французская армия была остановлена Кутузовым под Малоярославцем и вместо того, чтобы отступать к Калуге, французам пришлось поворачивать на смоленскую дорогу, уже разграбленную ими во время летнего наступления. Путь на Смоленскую дорогу проходил через Боровск (нынешнее Большое бетонное кольцо). Погода была отвратительная, и чтобы сохранить лошадей французы устраивали конюшни в церквях. Одной из таких церквей-конюшен была боровская церковь Бориса и Глеба.



После ночёвки в этой церкви французы обнаружили пропажу одной лошади, и, чтобы найти вора, взяли в заложники 12 старейшин из окрестных сел. Чтобы спасти своих земляков вину на себя взял один старик, которого французы утопили в пруду около Пафнутьева монастыря. С тех пор пруд этот называется Титовым. Кстати, в Боровске до сих пор сохранился дом, в котором друг за другом ночевали сначала Наполеон, а на следующую ночь — Кутузов.

Следующее значительное событие в истории Боровска произошло уже в конце XIX века, когда после сдачи экзаменов на должность учителя математики в Боровск приезжает Константин Циолковский. Здесь он прожил 12 лет, написал свои первые труды о полёте к звёздам и женился. Венчался он в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Роща.



Многие помнят, что Циолковский считается основоположником космонавтики, но не все знают, что именно натолкнуло его на идею покорения космоса. Дело в том, что во время учительствования Циолковского в Боровске, в местной библиотеке работал русский философ Николай Фёдоров.



Фёдоров мечтал с помощью науки воскресить всех людей, когда-либо живших на Земле, собрав их из молекул и атомов, рассеянных по Вселенной. Естественно, вставал вопрос размещения такого количества людей, и тут нам мог помочь Космос, который можно было бы заселить воскрешёнными людьми. Так что исследования Циолковского о возможности полётов в космос носили исключительно прикладной характер.



В настоящее время Боровск — обычный провинциальный городок, история которого тщательно спрятана среди старых улочек и покосившихся зданий. Но кто знает, что дальше ждёт этот древний и прославленный город? Ведь сама атмосфера его настраивает на размышления и мечтания, и не исключено, что в боровской библиотеке сейчас сидит новый Фёдоров, Чебышёв или Сенявин.



Поезжайте в Боровск, походите по его улицам, и вы почувствуете дыхание русской истории.

9 комментариев

Evg
Многие помнят, что Циолковский считается основоположником космонавтики, но не все знают, что именно натолкнуло его на идею покорения космоса. Дело в том, что во время учительствования Циолковского в Боровске, в местной библиотеке работал русский философ Николай Фёдоров. Фёдоров мечтал с помощью науки воскресить всех людей, когда-либо живших на Земле, собрав их из молекул и атомов, рассеянных по Вселенной. Естественно, вставал вопрос размещения такого количества людей, и тут нам мог помочь Космос, который можно было бы заселить воскрешёнными людьми. Так что исследования Циолковского о возможности полётов в космос носили исключительно прикладной характер

Источник: http://livepark.pro/prosvet/holiday/13883
© LivePark.pro
Evg
Вы всерьёз говорите о прикладном характере исследований Циолковского?.
SgtPepper
Вы всерьёз говорите о прикладном характере исследований Циолковского?
 
Если у вас есть своя точка зрения, почему бы вам её не изложить? А пока не вижу предмета для обсуждения.
Old__Umbrella
Я думаю, коллега имеет в виду вот это: Автор этой книги, кандидат технических наук Гелий Малькович Салахутдинов:
 
В ходе проведенного исследования коренным образом пересмотрены вопросы о деятельности пионера жидкостных ракет, одного из пионеров космонавтики К.Э. Циолковского, о его приоритетах и вкладе в науку и технику.
 
   Установлено, что представления о его достижениях были преднамеренно фальсифицированы по идеологическим причинам в годы советской власти. Эта фальсификация продолжается и поныне под воздействием интересов тех организаций и отдельных лиц, которые в ней заинтересованы профессионально.

   Существо полученных в данной работе результатов, в основном, сводится к следующему.

   1. Современные представления о том, что К.Э. Циолковский внес заметный вклад в развитие аэродинамики не соответствуют действительности.

   Его первая теоретическая работа в принципе ошибочна, поскольку была основана на нереалистичной теоретической модели, изобиловала мелкими ошибками, а также имела в основании эксперимент, неадэкватный теории. Вопреки утверждению К.Э. Циолковского, ему не удалось исправить неточность, допущенную И. Ньютоном, считавшим, что сопротивление пластинки пропорционально квадрату синуса (а не синусу) угла ее наклона к набегающему потоку; он не смог установить теоретически и первым подтвердить экспериментально зависимость сопротивления от удлинения пластинки. Кроме того, из-за методологических некорректностей все его многочисленные опыты, проводимые по договору с Российской Академией наук, были обесценены, поскольку вызывали закономерное недоверие к достоверности полученных результатов. Он не установил, приписываемую ему, зависимость, состоявшую в том, что потребная мощность двигателей самолетов прямо пропорциональна коэффициенту лобового сопротивления и обратно пропорциональна коэффициенту подъемной силы в степени 3/2.

   Позитивным результатом аэродинамических опытов К.Э. Циолковского можно считать лишь выявление некоторой приблизительной качественной картины поведения сопротивления тел различной формы, фактически лишь постановку исследовательских задач. Его основная заслуга в этой области состояла в том, что он привлек внимание ученых к вопросу о необходимости систематических экспериментальных исследований по аэродинамике с использованием аэродинамических труб и стал одним из пионеров в этом вопросе.

   2. Утверждения о высоком уровне проектов цельнометаллического управляемого дирижабля и цельнометаллического самолета представляются несостоятельными, поскольку они были попросту научно-фантастическими. Проект дирижабля не был достаточно обоснован теоретически и не учитывал, кроме того, возможности технологии производства металлических оболочек. Попытки воплотить этот проект привел к неоправданной потере средств и времени и были предприняты вопреки мнению крупнейших специалистов России в том числе и Н.Е. Жуковского, и В.П. Ветчинкина. Проект самолета был основан на результатах ошибочного расчета, а также не на самостоятельных идеях К.Э. Циолковского, а, в основном, на конструктивных идеях зарубежных специалистов.

   3. Обозначение К.Э. Циолковского как изобретателя жидкостной ракеты представляется неточным: в лучшем случае он может считаться лишь одним из большого количества ее изобретателей, хотя, конечно, он был пионером в этом вопросе.

   Основное его предложение в этой области сводится к использованию жидкого двухкомпонентного ракетного топлива вместо твердого, применявшегося с XIII в., и не является приоритетным, поскольку было высказано раньше испанцем Ариасом. Все остальные его предложения, касающиеся конструкции отдельных систем ракеты, были или тривиальны, или носили характер «догадок», «фантазий» автора и не были обоснованы расчетами или экспериментами.

   4. Предложение использовать жидкостную ракету для полетов в межпланетное пространство не было К.Э. Циолковским научно обосновано. Его ракета «имела» неработоспособный двигатель из-за больших газодинамических потерь, а также использования ошибочных методов охлаждения.

   Кроме того, в одноступенчатом варианте она едва могла выйти на околоземную орбиту, не говоря о межпланетных перелетах; была не способна погасить первую или вторую космическую скорость для посадки на других планетах или возвращения на Землю.

   Его предложения о многоступенчатых ракетах появились существенно позже того, как они стали известны в России из работ Р.Х. Годдарда и Г. Оберта, и имели нереалистичный, «экзотический» вид. К.Э. Циолковский был не первым, кто предложил освоение космоса осуществлять на основе использования реактивного принципа движения. Впервые такая идея была высказана Сирано де Бержераком в середине XVII века в научно-фантастическом сочинении.

   5. К.Э. Циолковский не является основоположником ракетодинамики, поскольку ему не принадлежит приоритет в решении ни одного уравнения, типичного для этого направления науки. Все свои расчеты он проводил с помощью малообоснованных формул из курса школьной физики, не учитывавших специфику ракетного движения.

   6. Он не является также и основоположником теоретической космонавтики, поскольку не владел методами решения ее задач в области астро- и ракетодинамики, термодинамики, теплопередачи и других наук. Недостаточным был и уровень его математической подготовки, примерно соответствующий курсу математики нынешней средней школы.

   7. Многочисленные предложения К.Э. Циолковского о воздушно-реактивных двигателях, основанных на превращение в реактивную силу энергии продуктов сгорания поршневых двигателей, не приводящих в движение пропеллер, являются ошибочными и не соответствовали в свое время передовым достижениям в теории ВРД.

   8. Все проекты стратопланов, звездолетов являлись плодом фантазии их автора и не основывались на научно-обоснованных расчетах.

   9. К.Э. Циолковский, вопреки существующему мнению, не являлся автором воздушной подушки, идея которой была известна с начала XVIII века, а его проекты скоростных вагонов с ее использованием были малоинтересны вообще и во многих аспектах ошибочны, в частности.

   10. Ему не удалось ничего изобрести полезного для наземной техники -все попытки его изобретательства окончились неудачами, ни одно его предложение не было внедрено в практику.

  

 
Old__Umbrella
Продолжение:


 11. Ему не только не удалось опровергнуть второй закон термодинамики, атакже положение о тепловой смерти Вселенной, но он продемонстрировал их непонимание и недобросовестно использовал положения других авторов. Все современные попытки развития идей К.Э. Циолковского по второму закону термодинамики представляются несостоятельными, поскольку либо выходят за рамки условий для которых этот закон получен, т.е. опровергнуть его не удается, либо основаны на его недопонимании.

   12. Его космогонические теории, попытки расчета приливного трения планет с помощью «школьных» формул продемонстрировали глубокую его некомпетентность в вопросах астрономии.

   13. В своих работах по биологии он без ссылок на источники, пересказывал научно-популярные работы своего времени, разбавляя их собственными «догадками» и фантазиями. Его центральная идея в области космической биологии о возможности организации на космических станциях замкнутых биологических систем жизнеобеспечения представляется некорректной, поскольку противоречит второму закону термодинамики. Ее развитие в многочисленных проектах космических станций и поселений непродуктивно и неверно отражает возможности пилотируемой космонавтики. Создать автономные космические корабли невозможно без их связи с планетами.

   14. Представляются глубоко ке научными его прогнозы, связанные с перспективами будущего освоения космоса, поскольку они, прогнозы, были основаны не на познанных законах, а на фантазиях их автора.

   Его прогнозы необосновано принижают роль Земли в будущем развитии человечества, создают ощущение транзитности пребывания на ней, рождают вредные иллюзии о возможности расселения человечества по Вселенной. Они неверно или, по крайней мере, необоснованно ориентируют современный процесс развития пилотируемой космонавтики.

   15. Совершенно ненаучной, откровенно несостоятельной от начала и до конца придуманной является его «атомистический» аспект космической философии, причем это была даже не философия, а религия, которой К.Э. Циолковский попытался объединить материализм с идеализмом.

   Она, эта философия, является антигуманной и безнравственной, поскольку основывается на необходимости уничтожения всей несовершенной жизни (всех животных, птиц, насекомых, больных, калек, недоразвитых и несознательных людей, т.е. «худших особей») на Земле и в космосе. Кроме того, она посягает на жизнь, на личные свободы людей, откровенно восхваляет смерть.

   16. В научно-техническом отношении К.Э. Циолковский не внес почти никакого вклада в становление ракетной техники, поскольку все ее основные проблемы были решены большой группой исследователей разных стран, что и привело к созданию в 30-е годы ракеты ФАУ-2, с которой и начались серьезные работы по ракетам как в СССР, так и в США.

   17. В социальном плане работы К.Э. Циолковского стимулировали в России и в СССР интерес к ракетно-космической проблематике, что привело к появлению лиц, решивших связать с ней свою судьбу. Однако даже в СССР непосредственная связь между опытными разработками и идеями-догадками К.Э. Циолковского в целом не прослеживается.

   18. Основы теоретической космонавтики были заложены приблизительно к середине 50-х годов с помощью большой армии советских и американских ученых, а не К.Э. Циолковским.

   19. Основами практической космонавтики является наука, опыт проектирования, испытаний и производства технических работ и их организации.

   Поэтому обозначать термином «основоположник практической космонавтики» одного человека, даже, как С.П. Королев, весьма много сделавшего для развития мировой космонавтики, представляется не только неправильным, но и безнравственным по отношению к тем сотням тысяч специалистов, которые своим трудом создали по крупицам эти основы.

   20. Отличительной особенностью деятельности К.Э. Циолковского, не имеющей аналогов в истории науки, является внесение в структуру научного исследования собственных «догадок», ничем необоснованных фантазий, фактически в замене ими строгого научного подхода.

   21. В социальном плане его деятельность характеризовалась выдвижением научно-технических идей-сказок, вызывающих у некомпетентных людей желание немедленно их реализовать. Их неосуществимость в ряде случаев «маскировалась» неумелыми расчетами, призванными доказывать научный характер этих идей. Кроме того, К.Э. Циолковский всячески старался избегать профессионального их анализа. Получая отрицательные отзывы от профессионалов, он обращался за помощью к непрофессиональным лицам и организациям.

   Такими сказками были его идеи об управляемом цельнометаллическом дирижабле, о цельнометаллическом аэроплане, о космической ракете, о «вечной юности Вселенной», о переселении человечества на другие миры, о невозможности тепловой смерти, о бессмертии атомов человека, о бесконечном счастье после смерти и др.

   22. К.Э. Циолковский не был ученым вообще, не говоря уже о его гениальности; он был начинающим изобретателем, которому посчастливилось высказать всего одно небольшое предложение по конструкции ракет и стать, таким образом, одним из их изобретателей. В целом он был фантазером, выдававшим свои фантазии за результаты научных исследований.

   23. Основная заслуга К.Э. Циолковского состоит в том, что он реанимиронил задачу о полетах в космос и страстно ее пропагандировал как лично, тик и посредством писателей-популяризаторов его идей, пытаясь найти научно-обоснованные пути ее разрешения.
Old__Umbrella
Главное, собственно, сформулировано в пункте 22.


К.Э. Циолковский не был ученым вообще, не говоря уже о его гениальности; он был начинающим изобретателем, которому посчастливилось высказать всего одно небольшое предложение по конструкции ракет и стать, таким образом, одним из их изобретателей. В целом он был фантазером, выдававшим свои фантазии за результаты научных исследований.
И
 
Установлено, что представления о его достижениях были преднамеренно фальсифицированы по идеологическим причинам в годы советской власти. Эта фальсификация продолжается и поныне под воздействием интересов тех организаций и отдельных лиц, которые в ней заинтересованы профессионально.
sidorov
Великий Фальсификатор Земли Калужской. Теперь по его образу и подобию фальсифицируется стояние на Угре 1480 г. Дань Крымскому ханству (т.н. Лихвинский выход) Московское царство платило до Петра Первого.
kev
Я слушал курс «Теория реактивного движения»
Фамилия Циолковского ни разу не прозвучала. 
На слуху формула Мещерского.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.