Окрестности Волоколамска

Итак, открываем новый сезон путешествий выходного дня. Эта поездка у нас пришлась на Пасху, поэтому логично было бы посетить какой-нибудь монастырь. Мы остановились на Иосифо-Волоцком монастыре под Волоколамском.



Но по дороге в монастырь мы заглянули в несколько интересных усадеб. Первая из них — Любвино, «летящее белое чудо», построенная на высоком берегу реки Москвы. Построена она была в начале XX в. для младшей дочери купца Герасима Хлудова. Братья Хлудовы производили хлопковое волокно всех видов с 1842 г., а сырьё везли из Северной Америки, составляя конкуренцию тогдашнему текстильному монополисту — Британии. Когда в Америке началась гражданская война, Хлудовым пришлось сменить поставщика и они стали покупать хлопок в Средней Азии.



Загородную усадьбу в излучине Москвы-реки начали строить в 1911 г., пригласив известного московско-итальянского архитектора Эрихсона. На месте где стоял сплошной дремучий лес трудились около тысячи человек, всего за один год создав прекрасную усадьбу. К усадьбе приложил руку итальянец Аскерио, участвовавший в отделке Ливадийского царского дворца в Крыму.



После революции в усадьбе разместилась санитарно-лесная школа №5. А в 2005 режиссёр Глеб Панфилов снимал здесь сцены телефильма «В круге первом».

На северной окраине Волоколамска есть небольшое село Ивановское с усадьбой, которая до революции принадлежала дворянам Безобразовым. Мало какая усадьба в Подмосковье сохранилась так хорошо, и в то же время, так плохо: здесь можно найти практически все оригинальные постройки усадьбы, но все они, увы, находятся в аварийном состоянии.



При советском режиме в усадьбе располагался сельскохозяйственный техникум, который неплохо смотрел за постройками. Сейчас техникум закрыли, а строения, которые ещё можно было хоть как-то использовать, приспособили под жильё.



Жемчужиной усадьбы является двухколокольная Знаменская церковь построенная в 1783 г. в стиле раннего классицизма. Стиль церкви говорит о том, что к её постройке мог приложить руку Матвей Казаков, однако кто был архитектором — точно не известно.



Поездив по подмосковным усадьбам мы обратили внимание на одну особенность: сохранность строений сильно зависит от того, в чьи руки попала усадьба после 1917-го года, но ещё сильнее она зависит от того, кто был хозяином усадьбы до большевиков. Следующему пункту нашей программы в этом смысле исключительно повезло: при советской власти (да и сейчас) здесь располагался пансионат МАИ, а до этого усадьба принадлежала тёще «нашего всего» А.С. Пушкина. Речь идёт об усадьбе Гончаровых в селе Ярополец.



Девичья фамилия тёщи была Загряжская. Её отец, бравый гвардеец Иван Загряжский, однажды поехал на ярмарку в Дерпт (бывший город Юрьев, а ныне Тарту), там встретил симпатичную немку Ульрику фон Липгарт, соблазнил её и увёз в Россию. Всё бы ничего, но Ульрика была замужем и имела двухлетнюю дочь, которую оставила мужу. Ещё большую пикантность ситуации придаёт тот факт, что сам Загряжский тоже был женат. Как бы там ни было, но приехав в Россию Ульрика с удивлением обнаружила, что беременна. Бравый гвардеец не растерялся и… отвёз молодую любовницу в родовое гнездо к жене, а сам укатил в Москву вести холостую жизнь.



Жена Загряжского над любовницей мужа сжалилась, оставила жить в усадьбе и даже помогала принимать роды. Так появилась на свет тёща Пушкина Наталья Загряжская. А вы говорите современная молодёжь распутна!

А вот соседней усадьбе в том же селе Ярополец повезло гораздо меньше, хотя в своё время этот комплекс называли «русским Версалем». Это поместье одного из фаворитов Екатерины II Захара Чернышёва. На берегу реки Ламы был разбит великолепный парк с оранжереями, «храмом» в честь Екатерины II, театром, мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией. К сожалению, ничего из этого не сохранилось.



Зато сохранилась усадебная церковь Казанской иконы Божией Матери, в которой просматриваются отголоски масонских идей. Есть версия, что Чернышёв хотел построить театр. Но после его смерти супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала фамильным склепом. Так это или нет – неизвестно, но церковь, безусловно далека от архитектурных канонов православия.





Сейчас церковь обнесена забором, но попасть внутрь можно. По выходным рядом с калиткой ходит мужичок с ключами и за символическую плату пускает внутрь. Если платить не хотите, то с тыла церкви заборе есть дырка. В любом случае очень рекомендую зайти посмотреть на это чудо, не известно, сколько ещё этот храм простоит.

Ну и наконец мы приближаемся к цели нашего путешествия — Иосифо-Волоцкому монастырю. Монастырь был основан в 1479 г. монахом Иосифом, учеником преподобного Пафнутия из Боровска. После смерти Пафнутия Иосиф был назначен настоятелем Боровского монастыря, но он ввёл очень строгий устав, чем вызвал недовольство братии. Иосифу пришлось уйти из Боровска, несколько лет он искал подходящую для себя обитель, но в конце концов решил построить свой собственный монастырь со своим уставом.



Иосиф был строг и требователен не только к братии, но и к себе самому, до конца жизни он носил под рясой пудовые вериги, а зимой стоял службы с монахами в неотапливаемой церкви в одной рясе и лаптях. Но насколько он был строг к монахам, настолько же был щедр к Церкви: он последовательно выступал за богатство и процветание Церкви, чем вызывал критику нестяжателей, представителей русской православной Церкви, выступавших за аскетичность во всём — и в монашеской жизни, и в организации Церкви вообще.



В то время, в начале XVI в., в Европе начал развиваться протестантизм, Россия тоже не оказалась в стороне от новых веяний, проводником которых оказались нестяжатели под духовным предводительством Нила Сорского. Однако, Нилу Сорскому повезло гораздо меньше, чем немецкому Мартину Лютеру, так как его противником был жёсткий и беспощадный Иосиф Волоцкий. Для победы над своим идеологическим противником Иосиф использовал все доступные средства включая союз с царём Иваном III и обвинение нестяжателей в ереси. Однако, обвинить нестяжателей в ереси было сложно, так как они были образцом монашеского послушания и добродетели. Но Иосиф справился и с этой задачей: он обвинил противников в ереси жидовствующих. Для этого он написал целую книгу, в которой объяснял, кто такие жидовствующие и чем они опасны. Ирония состоит в том, что в начале XVI века в России евреев в глаза не видывали, но тем проще было Иосифу обвинить неизвестный народ в том, что он представлял угрозу христианству вообще и православию в частности. Таким образом, Иосиф Волоцкий заложил основы российского антисемитизма.



Тем не менее, не смотря на суровость и непримиримость основателя, монастырь производит очень благоприятное впечатление. Монастырь был одним из крупнейших духовных центров России, хранилищем иконописи, шитья, рукописей. До начала XVI в. здесь работал известный московский художник Дионисий. Многие сооружения монастыря украшены различными изразцами. С конца XVII в. керамические изразцы стали покрывать прозрачной зелёной свинцовой глазурью, «муравой». Муравленые изразцы поступали в монастырь из московской мастерской Степана Полубеса. Если будет возможность, обязательно посетите это место!

7 комментариев

kraewed
Как всегда у Сержанта и его супруги прекрасно. Но почему-то ничего нет о памятниках, связанных с «Лампочкой Ильича» и событиями 1941-42 гг., которых вокруг Волоколамска очень много.
SgtPepper
Но почему-то ничего нет о...

Владимир Александрович, спасибо за положительную оценку наших усилий =) Я часа три потратил, чтобы написать это короткое резюме о поездке (и это при том, что готовый текст уже был!), пришлось полностью выкинуть описание архитектуры усадеб и церквей. Очень многое не вместилось, в том числе и история про первую сельскую гидроэлектростанцию (но на плотине мы были).

К сожалению, нельзя объять необъятное, по памятным местам Битвы за Москву нужно ехать отдельно.
kraewed
Очень интересное сравнение Нила Сорского и Мартина Лютера. Не общепринято, но интересно.
SgtPepper
Сравнение довольно смелое и вольное =) Но мне показалось интересным провести параллель между европейскими реформаторами и русскими нестяжателями.
kraewed
Понятно. В целом, наверное, это хорошо, особенно для слушателей, которые совсем не знают историю.
kraewed
Посылаю для сравнения наш маршрут по тем же местам.
МАРШРУТ ПОЕЗДКИ В ВОЛОКОЛАМСК 29 АПРЕЛЯ 2007 Г.

1. Обнинск – Балабаново – Ермолино – развилка А108 – Грибцево (Петрищево) — Дорохово.
Дорохово (бывш. Шелковка), ж/д станция на Белорусской дороге. Переименована в 1912 г. в 100-летний юбилей войны в честь Ивана Семёновича Дорохова, освободившего Верею. Дорохово (Шелковка) ближайшая станция для выхода верейчан на ж/д. Стекольный завод, стекловолокно, оптокабели. На перекрёстке с Минским шоссе памятник Зое Космодемьянской (остановка). Петрищево 12 км не доезжая Дорохова, в 5 км слева от нашей дороги (проезжаем мимо).

2. Дорохово – Нестерово – Писарево – Руза.
Руза. Западный форпост Московии. Первое упоминание 1339 г. Дмитровская церковь 1792 г. Архитектор Казаков. Древнее городище и земляная крепость XIX века.

3. Руза – Таблово – Озёрниковское водохранилище (Москва) 1966 г. – Старое – перекрёсток А108 налево – Покровское – Сычёво – Минское шоссе (пересекаем) – Старое Минское шоссе налево, затем направо – Гряды — Чисмена.

4. Чисмена – Гусенево (место гибели И.В.Панфилова, остановка) – Залево (слева на берегу Сестры кривические курганы) – р. Сестра – Теряево – Пруды — Иосифо-волоколамский монастырь.
Монастырь основан в 1479 г. Иосифом Саниным, выходцем из Пафнутьев-Боровского монастыря, учеником Пафнутия Боровского. Иосиф основоположник идеи российского самодержавия. Триада «Православие, самодержавие, народность», оформленная графом Уваровым в XIX веке, обоснована фактически Иосифом Волоцким в XV-XVI веках. В конце XV века при Иване III Русь сотрясали идеологичсекие и гражданские битвы. До этого несколько десятилетий длилась гражданская война Московских князей с Дмитрием Шемякой. Иван III женился вторым браком на византийской принцессе Софье (Зое) Палеолог, которая привезла с собой греческих ученых и передовые взгляды. Внук Ивана III от первого брака Дмитрий, который должен наследовать престол, был женат на молдавской принцессе (волошанке) Елене. Иван III хотел посадить на престол своего сына от второго брака Василия (будущего Василия III). На фоне дворцовых интриг проникли идеи передовой западной идеологии (ересь жидовствующих), к которым был склонен сам Иван III. Кроме того началась внутренняя борьба Иосифлян и Нестяжателей. И всё на фоне ожидаемого в 1492 г. Конца света. В результате жесточайшей борьбы, в которую была втянута вся верхушка общества, что вызвало созыв нескольких церковных соборов подряд, победила точка зрения Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского на необходимость сильной царской власти. Цари боготворили этот монастырь, давали большие вклады. Богатый монастырь, красивая архитектура.

5. Иосифо-волоколамский монастырь – Стеблево – Масленниково (прямо) – Ярополец – Завтрак на траве на берегу Ламы…
Ярополец – старинная усадьба. Пожалована пленному гетману Украины Дорошенко. Затем через несколько хозяев оказалась во владении Чернышевых (1/2) и Гончаровых (1/2). Могила П.Д.Дорошенко, краеведческий музей. Красивые виды природы по берегам Ламы и красивая усадьба. Сильно разрушена в 1941-42 гг. Посещалась А.С. Пушкиным, когда он ездил к будущей тёще на переговоры и стащил у неё несколько десятков старинных книг. В 1920 г. посещал В.И.Ленин в связи с электрофикацией. Действующая модель ленинской электростанции 1920 г.
Обед на живописном берегу Ламы.

6. Ярополец – Масленниково (направо) – Кашино (остановка. Первая лампочка Ильича. 16 ноября 1920 г.) – Смычка – Волоколамск.
Волоколамск — старинный город. Первое упоминание 1135 г. По легенде основан Ярославом Мудрым за 100 лет до этого. Волок по Ламе из Новгорода в Москву. Много раз переходил к Москве, Новгороду, Твери. XV век к Москве. 1462 -1513 г. удельное княжество Бориса Васильевича, брата Ивана III и его потомков. Именно к нему ушёл Иосиф, поругавшись с братией и Иваном III. Древний кремль и несколько соборов. Краеведчекий музей.

7. Волоколамск – Жданово – Нелидово – Дубосеково – Мемориал 28 героям Панфиловцам.
Весь фронт в районе Волоколамска шириной 20 км подвергся 16-18 ноября 1941 г. массированной танковой атаке немцев. Массовый героизм, все сражались не хуже 28 отмеченных, но отметили только их.

8. Мемориал – Жданово (налево) – Привокзальный (налево) – Пагубино – Спас – Осташёво (налево).
Осташёво (Долгоглялье) – усадьба Н.Н.Муравьёва, героя 1812 года, отца известного декабриста.

9. Осташёво (налево) — по берегу водохранилища до Гидроузла – налево 4 км Волынщино-Полуэктово, усадьба Волынских-Долгоруких, жемчужина Подмосковья (проезжаем мимо) – направо 6 км Палашкино, где погиб 19 декабря 1941 г. легендарный кавалерист Лев Михайлович Доватор (проезжаем мимо) – Руза.

10. Далее по знакомой дороге: Руза – Дорохово – Балабаново – Обнинск.

Маршрут может быть изменён смотря по реальным обстоятельствам пути, но Главная цель – посещение Иосифо-Волоколамского монастыря обязательна.

Председатель обнинского краеведческого объединения «Репинка»
Владимир Тарасов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.