Историческая миссия Музея: Музей Первой в мире АЭС – символ мира планеты. Часть 1

Видимо, не будет преувеличением сказать, что в системе атомной энергетики сосредоточен самый высокий интеллектуальный потенциал России. И это есть самая важная ценность страны, а, в общем-то, и ценность всей планеты, поэтому нельзя допустить, чтобы накопленное титаническим трудом наших людей богатство было бесславно рассеяно. Совершенно очевидно, что для выполнения этой миссии нужна разработка специальных стратегий по разворачиванию и развитию интеллектуальных ресурсов атомной отрасли, и мы считаем, что проект Эпохального музея «Первая в мире АЭС» должен быть ориентирован на культурно-историческую составляющую этой гуманитарной миссии.

Проектируя уникальный музей мирового уровня, мы принимаем во внимание, прежде всего, то, что музей как будущий центр по выработке научно обоснованного общественного отношения к атомной энергетике и, собственно, деятельность по его созданию на всех этапах, от замысла до начала функционирования музея, должны рассматриваться как система, как целое.

Под концепцией музея мы понимаем совокупность основополагающих системно связанных тезисов-положений, содержание которых отражает в широком смысле замысел музея: его миссию, стратегические цели, функции, задачи проекта и формы деятельности, которые направлены на реализацию проекта. Ниже эти тезисы-положения формулируются в сжатом, сокращённом виде, однако, на наш взгляд, этих тезисов достаточно для принятия стратегических и тактических управленческих решений на всех этапах становления Музейного проекта.

При формулировании этих общих тезисов-положений авторы сознательно старались уклониться от их «приземленной конкретизации» во избежание задания упрощенных и, как это часто случается, следующих из этого ложных направлений проектирования, чтобы не обречь чрезвычайно ответственный и большой проект на непростительные, неоправданные потери еще на этапе проработки общих концептуальных замыслов.

Основные положения концепции музея1
Тезис первый. Элитарность проекта, его высочайшая «планка» − необходимое условие создания элитарного музея как музея XXI века.

Музей Первой в мире АЭС − это музей третьего тысячелетия, музей для высококультурного, высокоинтеллектуального, широкообразованного и разносторонне развитого, психологически и духовно подготовленного к восприятию сложной культуры человека атомно-космической эпохи.

Мы считаем, что проект Музея должен быть проектом элитарным, ибо в сегодняшней ситуации только в такой идеологии столь сложный, ответственный и трудоемкий музейный проект может быть признан, принят и оправдан.

Нам представляется, что Музей как раз и призван выполнить миссию в выработке высококультурного отношения к атомной энергетике и ее экологии за счет обеспечения возможности культурно-исторической рефлексии опыта проектирования, становления и развития мировой атомной энергетики на конкретном методически отобранном историческом материале, представленном в музеефицированной форме.

Тезис второй. Открытость проекта, т.е., не скованность его декларативными планами, позволяет включать в него людские ресурсы на любой стадии становления музея.

Мы представляем, что в целом, проект не должен быть ограничен ни по времени, ни по пространству, но это не означает вовсе, что он должен вестись произвольно и безответственно, а означает, прежде всего, то, что он должен вестись сознательно и программно, должен иметь жесткую стратегическую линию, которая позволяла бы включать в систему проекта новые ресурсы − людские и концептуальные − безболезненно и без ущерба проекту. Обеспечено это может быть только искусством управления, более точно, искусством рефлексии деятельности над проектом и ее системностью.

Тезис третий. Деятельностный подход к разработке проекта и созданию музея — основа реализации элитарного Музейного проекта.

Выше мы продекларировали Музейный проект как проект, элитарный на уровне миссии, но, чтобы декларация эта не осталась формальной, мы обязаны придать нашему заявлению содержательный и конструктивный смысл, т.е., обозначить интеллектуальные ресурсы, посредством которых элитарность проекта, а в дальнейшем и, собственно, самой музейной деятельности, может быть обеспечена.

Базовым интеллектуальным ресурсом, с которым мы связываем элитарность проекта, для нас является системдеятельностный подход к организации работ над проектом, цель которого в достаточно вульгаризованной, но удобной для последующего понимания смыслов форме может быть обозначена как «проектирование» будущих проектантов музея и всей развивающейся деятельности вокруг него. При таком подходе оцениваются социальная значимость проектируемого объекта, его социокультурный и духовно-интеллектуальный потенциалы, возможности развития проектантов (социального и профессионального) и самого проектируемого объекта в системе деятельности как в целом. В методологической литературе такой подход к проектированию называют «социальным проектированием».

Проектируемый культурный объект и деятельность вокруг него должны быть взаимообусловлены − это главное положение необходимо содержательно проявлять при развитии и последующей реализации концепции проекта музея.

На наш взгляд, только такой подход позволит сделать проект открытым и поликонцептуальным, что в свою очередь позволит включить в деятельность все духовные и интеллектуальные ресурсы его активных участников − в идеологии сознательного духовного и интеллектуального развития людей всех возрастов и профессий. В условиях мирового системного кризиса мы сформулировали наше кредо – «Делать невозможное».

Тезис четвертый. Удержание базовых замыслов «Музейного проекта» и их глубинная интеллектуальная проработка на всех этапах проектирования и принятия управленческих решений − залог стабильного развития проекта и в дальнейшем вхождения музея и деятельности вокруг него в пространство мировой культуры и истории.

Проектирование Музея ведется в рамках генетико-содержательной логики − логики восхождения от абстрактного к конкретному. (Логика восхождения от абстрактного к конкретному на философском уровне разработана Гегелем и оформлена как универсальный интеллектуальный практический инструмент (генетико-содержательная логика) системо-деятельностным методологическим движением Г.П. Щедровицкого и др.). В этой стратегии пространство проектирования строится таким образом, при котором более высокие, более абстрактные, базовые слои деятельности организуют нижние, более конкретные слои деятельности таким образом, что на каждом шаге конкретизации деятельность в целом становится все более структурно организованной, а процессы и функции иерархической структуры более содержательно проявленными и гармонично согласованными. Такой подход позволяет на любой стадии разработки проекта удерживать основные замыслы проекта, одновременно включая в деятельность новые интеллектуальные ресурсы. Это достигается особой формой организации всей системы деятельности по проектированию и позволяет в значительной степени избежать различных нежелательных (в плане материальных, финансовых, трудовых затрат) переделок.

В программной идеологии это означает, что в открытом проекте должно быть несколько программ, одна из них базовая, более абстрактная и несколько более конкретных реализационных подпрограмм. Базовая программа является организующим средством, системно структурирующим деятельность ее подпрограмм.

Вместе с тем, такой подход создает сложную, противоречивую ситуацию, в которой, с одной стороны, идеальный с точки зрения реализации замысла режим работы, заключающийся в непрерывном процессе генерации идей, не требующем жестко обозначенных сроков их материализации, как на бумаге, так и, тем более, в «металле», пересекается с линией «прозы жизни» − с ее сроками, планами, ответственными людьми и пр. С этим нельзя не считаться, но это уже относится к искусству управления проектом, которое способствовало бы согласованию процессов функционирования и развития в реальных производственных ситуациях.

Тезис пятый. Программный подход рассматривается как базовый при проектировании развивающейся системы музейной деятельности

Сущность программного подхода к проектированию развивающейся деятельности заключается в том, что проектная деятельность осуществляется с учетом развития системы деятельности в целом.

Главным положительным качеством программного подхода к управлению большими (по пространству) и длительными (по времени) проектами является то, что внутри одного проекта могут реализовываться разные подпроекты (и подпрограммы) на принципах взаимообмена потенциальными ресурсами, а сам проект может являться подпроектом (подпрограммой) другого, более масштабного программного проекта.

Тезис шестой. Вовлечение людей в содержательную, сознательно развивающуюся деятельность − базовый процесс социально ориентированного Музейного проекта

По нашему мнению, это возможно только в том случае, если параллельно с процессом проектирования музея запускаются комплексные образовательные программы на методологической базе. Такие программы должны способствовать содержательному структурированию социальной среды, превращая ее в социокультурную. Возможны, конечно, и другие способы образования — без методологической основы – но они должны быть представлены в современных развитых формах. Это главное требование к любой элитарной деятельности, поддерживающей свой социокультурный имидж в быстро эволюционирующем современном турбулентном мире. В системном согласовании процессов образования и создания музейного пространства мы видим смысл Музейного проекта.

В нашем случае — в музейном пространстве деятельности − может производиться обмен идеями и проблемами, образовательными программами, технологиями – этим, прежде всего, можно привлечь интеллигентных и духовно ориентированных людей в культурно-образовательное музейное пространство. Мы убеждены, что участие людей в музейном проекте может серьезно изменить их отношение к своему делу, повысить профессионализм как в научной, так и в образовательной и предпринимательской деятельностях, так как в сознании людей появляется новое, ценностное отношение к своей деятельности, появляется культурно-историческая компонента этой оценки, которая с точки зрения качества деятельности более значима, чем оценка материальная.

В этом мы видим путь воспитания патриотизма и исторического самосознания.

Тезис седьмой. Широкое привлечение к деятельности на всех стадиях становления и развития музея добровольцев, т.е., людей, включающихся в работу и новые образовательные на общественных началах.

Это условие не требует, по нашему мнению, расшифровки и пояснений. Это органично вытекает из ситуации, с которой мы столкнулись на самом начальном этапе проектирования музея — на этапе его замысла, − когда люди, близко к сердцу принявшие идею музея, начали активно и с пользой включаться в деятельность по созданию музея в самых различных аспектах. Кроме того, нас убеждает в этом опыт создания и работы зарубежных музеев, в частности, музеев научно-технических.

Многих людей музейный проект притягивает системой оригинальных креативных замыслов, главным содержанием которых является проблемное образование, развитие и возможности многосторонней творческой реализации тех, кто активно включается в работу над проектом. Сейчас наступило время, которое требует от людей длz успешного действия большой мобильности и глубокого интеллектуального содержания.

В участии людей − специалистов самых различных направлений — мы усматриваем будущий успех нашего проекта.

Тезис восьмой. Системный маркетинг как система связей музейного проекта и Музея со всеми сферами мировой культуры и развивающейся деятельности

Мы считаем, что любая серьезная деятельность, в том числе и музейная, должна начинаться с маркетинга, т.е., мы обязаны уже на стадии проектирования Музея проектировать и его системы пользователей, а это означает, что мы должны иметь стратегию и программу «выращивания» этой системы пользователей. На наш взгляд, это возможно только путем вовлечения как можно большего числа людей в содержательную деятельность в рамках музейного проекта уже на стадиях его замысла и начальной проработки.

Качество системного маркетинга мы связываем более всего с качеством рефлексии развития музейного дела, т.е., постоянной заботой проектировщиков музейного пространства должна стать эффективность использования музейного пространства, причем эта эффективность должна быть всякий раз представлена в виде реально оцениваемых результатов.

Музейный маркетинг – маркетинг культуры − должен учитывать интересы всех активных участников: научных сотрудников музея, попечителей, спонсоров, предпринимателей. Но, в конечном счете, он направлен на то, чтобы вовлечь в деятельность музея посетителей.

Задача маркетинга культуры состоит в том, чтобы неинформированные посетители становились потенциальными посетителями, потенциальные посетители становились посетителями одного дня, посетители одного дня становились регулярными посетителями и регулярные посетители становились постоянными друзьями музея, реальными участниками его развивающейся деятельности.

Налаживание устойчивых связей с постоянными посетителями приобретает первостепенное значение. Нельзя иметь дело только с посетителями-туристами, нужно иметь постоянных партнеров среди местного населения.

В самом общем виде маркетинг − это обмен. Музей что-то дает и что-то получает взамен. Однако музейный маркетинг – не довесок к музейной деятельности. Он имеет отношение к самой сущности работы музея, ибо сфокусирован на его взаимоотношениях с обществом.

Необходимо всячески заботиться о поддержании репутации музея как такого места, где все необычно, все ценно, все духовно, всё только высшего качества. То есть, на языке маркетинга, поддержание правильного музейного имиджа − задача более важная, чем любой сиюминутный доход, ибо такой имидж является залогом гораздо больших «доходов» в будущем.

Тезис девятый. Единое согласованное менеджерство проекта на всех стадиях его реализации − залог сохранения его элитарности

При реализации поставленной задачи создания Эпохального музея атомной энергетики нами уже на уровне замысла были осознаны следующие проблемы проектировочной действительности: сразу же возникающее при любом проектировании противоречие между замыслами-намерениями авторов проекта и возможностями-намерениями его реализаторов (по стоимости и срокам проектирования, строительства, оснащения, функционирования и пр.). Последнее обстоятельство особенно обусловлено нашей теперешней жизненной ситуацией, как большой (в рамках всего государства), так и малой (в рамках министерства и института).

Противоречие, связанное с малой жизненной ситуацией, выражается в естественном объективно-обусловленном разделении функций разработчика концептуального проекта, на которого возлагается задача поиска содержательной и, безусловно, перспективной концепции проекта, и функции административного контролера, на которого возложены задачи организационно-материального обеспечения проекта (согласование в реальном материале возможного и действительного) и контроля за соблюдением сроков проектирования и − далее − исполнения проекта.

И здесь объективно возникает целая цепь противоречий между качеством замысла, техническими и временными возможностями его проработки и сроками проектирования, обеспечивающими проекту это нужное качество. Ситуация, при которой может быть четко выдержана последовательность необходимых с точки зрения обеспечения качества проекта этапов создания музея, а именно, замысел − концептуальный проект − концепция организации пространства и экспозиции — проект экспозиции и экспонатов − технико-экономическое обоснование − архитектурный проект − строительство − изготовление экспонатов, в нашей ситуации нереализуема.

Поэтому работа по созданию музея в нашей реальности должна строиться только на параллельных линиях, когда новый этап реализации проекта начинается при незавершенном предшествующем, и может оказаться, что довольно продолжительное время несколько линий будут разворачиваться одновременно. Возникает проблема удержания качества проекта, которое, кстати, не является заранее определенной характеристикой и осмысливается по мере продвижения по этапам разработки концептуального проекта.

На наш взгляд, удержание качества проекта в такой чрезвычайно сложной ситуации возможно только в том случае, когда проектирование организовано на принципах «единого менеджерства» и при этом содержательное управление проектом ведется в рамках генетико-содержательной логики, представленной в тезисе четвертом.

Тезис десятый. Музей Первой в мире АЭС должен быть активно включён в музейную сеть, охватывающую все объекты страны, причастные к становлению атомной энергетики

Музей Первой в мире АЭС – это соединение двух направлений: традиционалистского (культурно-исторического), основанного на ретроспективном выстраивании истории развития атомной энергетики в нашей стране с помощью накапливаемых в процессе постоянного поиска исторических музейных предметов (экспонатов, реликвий, памятников) и актуализированного, перспективного (проектно-изыскательского и образовательно-просветительного), основанного на специально разрабатываемых формах представления основ предмета «атомная энергетика», позволяющего активизировать каждого посетителя экспозиционного пространства.

Таким образом, Музей представляет собой соотношение между местом постоянной экспозиции, запечатлевшей историческую картину развития атомной энергетики в нашей стране, и местом научно-технологической выставки, являющейся частью этого постоянства.

Музей как место научно-технической выставки рассматривается нами двухаспектно. С одной стороны, это не что иное, как культурно оформленное информационное объединение подобных музеев, разбросанных по всей нашей стране − по местам близким и дальним, с которых начиналась атомная энергетика нашей страны. (Среди таких мест — ГНЦ «Курчатовский институт», город Электросталь (музей-выставка образцов выпускаемых твэлов), город Североморск (мемориал первой атомной подводной лодки К-3) и др.) С другой стороны, это место, в котором представлена с помощью всех отраслевых музеев, как история развития атомной энергетики, так и собственно предмет «атомная энергетика». И в этом плане музей как место научно-технической выставки рассматривается нами как активный музейный информационно напряжённый узел музейной сети атомной отрасли, в котором подобающее место должны занять все остальные отраслевые музеи данной направленности, например, в виде некоторых «микроскопий», запечатленных различными средствами передачи информации.

Тезис одиннадцатый. Музей Первой в мире АЭС − многофункциональное комплексное культурно-историческое, просветительско-образовательное и проектно-изыскательское учреждение.

Музейно-образовательный комплекс в Обнинске предполагается как многофункциональный комплекс сооружений, включающий в себя как культурно-исторические объекты (например, Первая АЭС), так и сооружения просветительско-образовательной и проектно-изыскательской ориентации. В этот комплекс могут быть органично включены такие существующие уже центры, как Дом ученых и Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ)) «Эврика».

Другие составляющие комплекса должны стать предметом творческих изысканий людей, актуально включенных в процесс системного проектирования, например, в рамках надпрограммы «Обнинск – наукоград». Базовой характеристикой таких объектов мы рассматриваем их глубокий культурно-исторический смысл и значимая культурно-историческая перспектива в открытом обществе.

Тезис двенадцатый. Занимательность и аттрактивность представляемого в музее − главный аспект проектировочной деятельности

Особый аспект музея − занимательность представляемого. Это очень важно для работы со школьниками (будущим нашей науки) и с гражданским населением. Иметь возможность «погрузиться внутрь атома»», потрогать экспонаты, которые можно прочувствовать и посредством которых можно прожить частичку истории, экспонаты, на которых можно поработать и в которые можно войти, а то и погрузиться в них и на какое-то время «стать ими». Залезть внутрь подводной лодки, увидеть какие-то технологические и противоаварийные операции через увлекательные «театрализованные» представления. Стать участником спасательной фантастической экспедиции или исследователем сложной, необычной ситуации и т.п.

Выбор элементов и содержания экспозиций должны быть результатом последовательных этапов разработки концепции, в ходе которых может проводиться музейно-полевое исследование и анкетирование потенциальных пользователей музея.

Важным направлением развития музейной деятельности является сейчас комплексный подход к организации музейной экспозиции, базовым компонентом которого является музейный сценарий. Суть его заключается в построении сюжетной схемы экспозиции. Ее оформляют инженер, художник и сценарист. Задача проектировщиков заключается в том, чтобы предвосхитить эмоциональное восприятие посетителя и управлять процессом эмоционального проживания им экспозиции, построить цепь гармонично-связанных впечатлений.

Задача организовать динамичный сплав когнитивного (познавательного), эстетического и этического в экспозиции и есть базовое требование к современной экспозиции и к самому музею в целом, включая его архитектурный ансамбль. Неформальное выполнение этого требования на концептуальном уровне требует от проектировщиков не только высокого профессионализма, но и особой организации коммуникации, которая позволяла бы каждый раз содержательно преодолевать эклектизм в объединении замыслов профессионалов.

Как известно, базовыми качествами любого музейного объекта являются аттрактивность (притягательность) и информационный потенциал. Профессиональные музееведы считают, что высшую аттрактивность музейным предметам создают их подлинность и особенно дееспособность по своей главной функции. Но нельзя забывать, что аттрактивность музейного объекта не есть качество только самого объекта, а напрямую зависит от способностей посетителей чувствовать, воспринимать и проживать музейный предмет. Поэтому если, например, кто-то считает, что подлинный музейный объект можно заменить моделью, то такой человек пока еще не живет в культуре и его духовный уровень не позволяет ему сделать истинное различение между подлинником и моделью. Такой человек ориентирован по жизни только рационально, не имеет духовного опыта, не способен чувствовать и духовно воспринимать предметы. Именно поэтому музеи и призваны не только сохранять исторические реликвии, но и иметь средства и технологии воспитания высоких и тонких способностей посетителей воспринимать историко-культурные ценности.

Тезис тринадцатый. Музей атомной энергетики − интерактивный музей

Информационный потенциал музейного объекта обусловливается его сложностью и интеллектуальным креативным потенциалом, вложенным в объект при проектировании и создании. Что касается овладения информационным потенциалом, то в этом плане более всего должны работать так называемые интерактивные технологии, ориентированные как на различные соционические психотипы людей, так и на разный уровень их интеллектуальной и
духовной зрелости.

Идея интерактивности атомного музея − лишь отражение общей мировой музейной тенденции. Только в таком аспекте можно говорить о музее как о нетрадиционном учреждении, в котором могут быть по-настоящему реализованы образовательно-просветительные задачи и проблемы.

Интерактивность в музее означает то, что посетитель вступает во взаимодействие с музейной средой, самостоятельно определяя для себя круг интересов и тем самым самостоятельно задавая себе маршрут экскурсии. (Напомним, что в традиционном музее существует, как правило, жестко заданный маршрут, по которому посетители
пускаются как конвейер.)

Интерактивность музея должна быть ориентирована в двух планах. С одной стороны, она должна способствовать освоению всех сторон информационного потенциала музейного объекта. С другой, она должна быть ориентирована на воспитание чувств посетителя. Воспитывать тонкость и психологическую глубину восприятия, чувство ритма, цвета тонов и т.д. Воспитывать эргономическую культуру — гармоничное сочетание технического и эстетического в объекте, глубинные духовные смыслы символизации предметных форм. Здесь должны, конечно, широко использоваться самые современные компьютерные средства: мультимедиа, виртуальные системы и информационные сети. Виртуальные системы могут выступать как игровые, погружающие человека в виртуальные технические миры, и как образовательные, помогающие за счет динамических средств визуализации развивать воображение путем представления сложных систем, организующих полионтологичное мышление.

Значимым компонентом интерактивного музея является гармоничное сочетание виртуального и натурального в экспозиционном пространстве музея. Важно применить интерактивные технологии к натуральным объектам с помощью дизайна и эргономических средств.

Тезис четырнадцатый. Музей Первой в мире АЭС должен отразить все направления в развитии атомной энергетики, в том числе тупиковые и ошибочные

Музеи − это вневременное… Музей Первой в мире АЭС как первенец атомной энергетики, как специфическое собрание всего интеллектуального потенциала страны — такое научное учреждение, которое обязано хранить не только то, чем люди атомной энергетики гордятся, но и то, отчего им очень горько. Другими словами, за Чернобыль «отвечать» придется не одному поколению, поэтому история всех «неудачных» замыслов и проектов не должна быть утрачена, мы должны сохранить все состоявшиеся драмы идей, сохранить в самых разных формах и выражениях, сохранить подлинную Память о людях, отдавших свои жизни при освоении могущества атома.

Этим целям, прежде всего, будет служить система отбора и комплектования фондов, отражающих неудачи и просчеты в атомной энергетике, а также формы представления этих фондов, в том числе, в виде специальных экспозиций, которые должны иметь особую специфику по формам показа экспонатов, для того, чтобы придать экспозиции зрелищность, избегая создания безысходной тяжести.

Ниже перечислены предполагаемые линии музейного поля в музейном комплексе — представление реликвий атомной энергетики и ее истории в документах, текстах, экспонатах, моделях, макетах, фильмотеках и т.д.

1. Атомная энергетика как система.
2. Атомные объекты и промышленные предприятия, исследовательские центры.
3. Образовательное пространство системы атомной энергетики.
4. Экология и стратегии безопасности. Аварии в системе атомной энергетики и их влияние на развитие деятельности по обеспечению безопасности.
5. Управление в системе атомной энергетики и его развитие.
6. Эргономика, психология, безопасность на атомных объектах.
7. Дух и люди легендарного времени

Тезис пятнадцатый. Музей Первой в мире АЭС − двухстадийный проект

Учитывая, что Музей Первой в мире АЭС рассматривается как музейно-образовательный комплекс, включающий в себя уже фактически действующий музей Первой АЭС и в перспективе образовательно-выставочный центр. Разработка проекта и создание музея атомной энергетики предлагается рассматривать как следующие друг за другом стадии в режиме развития с некоторым опережением первого. Оба проекта являются открытыми и создаются программным образом. При этом проектировочные ресурсы первого проекта должны в активном режиме использоваться для реализации программы второго проекта.

Текст М.М. Гайдин, И.М. Мохирева, В.Б. Богуш Музей-клуб ГНЦ РФ-ФЭИ-Школа развития, г. Обнинск

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.