Историческая миссия Музея: Музей Первой в мире АЭС – символ мира планеты. Часть 2

Тезис шестнадцатый. Музей Первой АЭС – «действующий», открытый музей как образовательно-просветительный, проектно-изыскательский объект

Первая АЭС явилась основанием многих направлений развития атомной энергетики, определяющих ее современное лицо.

Мы полагаем, что музей Первой в мире АЭС по своему историческому статусу должен быть музеем действующим. По своей надежности, комплексности, смелым решениям и целому ряду вещей, которые еще предстоит осмыслить в будущем, реактор Первой АЭС является образцом проектировочной культуры в сложных социальных проблемных ситуациях и при огромном дефиците информации.

Концепцию действующего музея надо осмысливать, но ясно, что она должна быть, прежде всего, открытой, то есть, в ней должны быть заложены возможности для расширения функций при развитии в будущем новых технологий, в том числе, музейных, культурных, образовательных. Главный «скелет» станции должен быть сохранен для потомков в первозданном виде с возможностью безопасного оживления при необходимости основных физических процессов. Кроме того, в концепции должна быть проработана коммерческая сторона вопроса, ибо в ядерных технологиях могут содержаться неисчислимые, пока может быть и невидимые ресурсы. Системные исследования этой стороны проблемы должны стать предметом многих специалистов, заинтересованных в живом, действенном и длительном сохранении уникального исторического объекта.

Некоторый опыт внедрения музейной функции в живую ткань действующего производства на Первой атомной станции уже наработан. Сейчас Первая в мире АЭС уже является в какой-то степени образцом музеефицированного, причем очень сложного, производства. Первая АЭС − чрезвычайно сложный объект как с точки зрения обслуживания посетителей, контактирующих с персоналом, так и позиций радиационной безопасности и сохранения государственных и технологических секретов. Пример Первой АЭС позволяет снять опасения организационных сложностей и может быть воспроизведен на других предприятиях. Мы считаем, что, работая над концепцией музея Первой АЭС, эту ситуацию необходимо конструктивно осмыслить и развивать дальше, вовлекая в комплексное проектирование как можно больше специалистов разного профиля. Важно сделать этот процесс социально значимым для города, для страны, для образования, для будущего. Но достичь здесь серьезных социально-значимых результатов возможно лишь только в том случае, если в процесс проектирования историко-культурного музейного пространства будет вовлечен весь город, предприятия атомной отрасли.

Тезис семнадцатый. Функционирование Музея должно обеспечивать все стороны жизнедеятельности, связанной с приемом экскурсантов

Музейный комплекс должен включать в себя рекреационную зону, а также зоны, обеспечивающие нормальное функционирование комплекса и цивилизованный прием экскурсантов и других категорий граждан со всего мира. Зеленая зона отдыха, которая с трех сторон окружает здание музея Первой АЭС, может рассматриваться как смотровая площадка и как место кратковременного отдыха экскурсантов.

В перспективе в этой зоне может быть возведён ноосферный сад как символ единого братства народов планеты Земля.

Атмосфера − очень важная часть предлагаемого музеем продукта, и каждый сотрудник, который сталкивается с посетителем, должен это твердо усвоить. То же самое относится к дизайну и качеству музейной среды: экспозиционных и неэкспозиционных помещений, зданий, территории − всего того, что находится в музее или ассоциируется с ним.

В определенном смысле музей продает пространство, поскольку его пространство обладает свойством наделять вещи ценностными значениями. Кроме этого, он может предлагать:
а) различные программы, например, циклы экскурсий, лекций, уроков, а также кружки, студии, лаборатории;
б) специальные мероприятия или события: фестивали, праздники, представления центров атомной науки и техники, игровые площадки;
в) услуги, ассортимент которых будет определяться возможностями его коллектива и инфраструктуры, это могут быть, например, услуги по составлению исторических справок, поиску материалов для публикаций самых различных видов;
г) права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание, в виде, например, сувениров;
д) книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию непосредственно по теме музея или близким темам, а также видеофильмы, слайды и прочие издания, использующие современные информационные технологии.

Обязательным элементом сервисной инфраструктуры музея должно быть место, где можно поесть и отдохнуть. Это может быть ресторан, бары и/или кафетерии (в том числе, обязательно детские). В зоне, прилегающей к музею, может располагаться торговая точка − небольшие ларьки, магазин.

Содержанием ресторана, магазина и других сервисных служб должны заниматься не сотрудники музея, а другие люди − профессионалы своего дела, которые одновременно будут их владельцами. При этом весьма важной задачей уже на начальном этапе проектирования музея состоит в том, чтобы правильно подобрать партнеров по сервисному обслуживанию. Это позволит заключить с ними договоры на выгодных для музея условиях (предусмотреть в этих договорах не только арендную плату за помещения, не только процент с выручки, но также возможность музея влиять на ассортимент и характер оказываемых ими услуг).

Это все очень важно с той точки зрения, что деятельность сервисных структур имеет непосредственное отношение к имиджу музея, поэтому ее нельзя пускать на самотек. Музей должен иметь возможность влиять на «репертуар» услуг, оказываемых в пределах его «зоны влияния», следить за их качеством и за тем, чтобы в них сохранялась некоторая «изюминка», соответствующая общему музейному стилю и атмосфере. Что музей получит взамен? Во-первых, доход в денежном выражении. Во-вторых, нематериальные, но очень важные продукты − положительную реакцию посетителей, которые участвуют в формировании атмосферы и имиджа музея, тем самым посетители становятся невольными (или добровольными) рекламными агентами музея, его друзьями, партнерами и завсегдатаями.

Мы полагаем, что в рекреационную зону музея могут войти возрождающиеся сейчас национальные и историко-культурные учреждения обслуживающей ориентации.

Тезис восемнадцатый. Музей Первой в мире АЭС рассматривается как звено в сети экскурсионных маршрутов страны

Учитывая, что Музей Первой в мире АЭС замысливается, в принципе, как музейный узел в сложноорганизованной музейной сети атомной отрасли, включающей в себя все основные объекты атомной отрасли, музейные маршруты и их сценарное оформление должны стать базовыми средствами освоения культурно-исторического наследия атомной отрасли. Важно, чтобы освоение культурно-исторических, художественных, мемориальных и технических объектов происходило в культурно согласованной стратегии. Философию такой стратегии придется в ближайшее время разрабатывать, понимая уже сейчас то, что музей нужно рассматривать элементом, неотъемлемым звеном экскурсионно-туристских маршрутов разного уровня.

Уже сейчас, например, в областном правительстве разработана концепция программы по организации туристического комплекса международного значения, по комплексному развитию объектов историко-культурного и природного наследия и по созданию необходимой инфраструктуры по туристическим маршрутам. Цель программы − включить Калужскую область в маршрут «Золотого кольца России», что может привлечь богатых интуристов в наши края. В рамках этого проекта значение Обнинска как места привлечения туристов существенно возрастет с появлением принципиально нового атомного музея.

Тезис девятнадцатый. Клубная деятельность в музее как базовая образовательная деятельность по образованию и социальному проектированию

При проектировании музеев не может не возникать резонный вопрос, какими специалистами должен проектироваться Музей. И прямого ответа на это нет. Если исходить из того, что базовым назначением музея является формирование в сознании посетителей смыслов и значений музейных ценностей в контексте истории и культуры, и перспективно, в сфере образования и проектирования, то главным специалистом в музейном проектировании является знакотехник (специалист по знаковым системам), т.е., профессионал в области лингвистики, герменевтики и семиотики. Но знакотехника при формировании и осуществлении замыслов не может обойтись без инженера, изобретателя, художника, дизайнера, архитектора, психолога, педагога, историка, музееведа, культуролога, методолога(как специалиста по коммуникации) и, конечно же, философа, ибо мировоззренческая составляющая является главным компонентом любой культуры. Именно таких людей собрать вместе для профессионального содержательного проектно-ориентированного разговора и призван, в конечном счете, Музейный клуб.

Мы предполагаем, что уже созданный нами Музейный клуб, безусловно, должен быть, во-первых, открытым, саморазвивающимся и, во-вторых, полифункциональным. Музейный клуб должен выполнять, прежде всего, традиционные просветительные музейные функции, поддерживать связь с общественностью, вовлекать людей в духовный мир истории и культуры. Клуб должен быть местом духовного общения людей, связующим звеном между мирской жизнью людей и храмом муз. Кроме того, здесь должны решаться и проблемы, связанные с эффективностью деятельности музеев, делаться обычные традиционные конкретные музейные дела. Клуб должен быть местом межмузейной и межпрофессиональной коммуникации, местом социального проектирования в сфере культуры.

Мы предполагаем, что реализация представленной концепции и дальнейшее ее живое развитие возможно только в клубно-ориентированной среде, где производственные процессы уравновешиваются живым общением и где созданы все условия для генерации новых идей, без которых невозможна живая жизнь любого, тем более такого открытого проекта, как проект Эпохального музея.

За время создания, развития и реализации концепции музея проведено сотни различных мероприятий семинаров, вечеров, конференций, написаны десятки статей, сделано сотни докладов, предложены десятки различных креативных проектов. Объём статьи не позволяет просто перечислить их. Поэтому мы останавливаемся на наиболее, на наш взгляд, интересном и перспективном проекте – Музей в метафизическом оформлении.

Метафизика музея
(см. рис. 1)

1. Базовые принципы:
Историография места – музей должен размещаться строго на месте исторического события. Дух места – основа мемориального объекта.

Архитектура музея символизирует в духовно-материальной связке два мира: мир горний и мир дольный.

Символы должны отражать духовно-материальную историю мемориального объекта.

Исторически, Первую в мире АЭС посетили тысячи людей всех стран мира с надеждой на мир, душевное благополучие, энергетическую безопасность, а в целом, и космическую стабильность. Только глобальная энерговооружённость может обеспечить жизнеспособность планеты при глобальных естественных катаклизмах. Первая АЭС преобразила мир, повернуло сознание людей к планетарному братству. Только владение могуществом атома делает сознание людей проектно космическим.

Эту же миссию − умиротворение человеческих сердец только в больших интеллектуальных, экспрессивных, интегрально-аттрактивных формах – должен выполнять мемориальный музей в сложном современном атомном мире.

Владение атомом требует и соответствующей универсумной мировой этики.

2. Архитектурная структура мемориального объекта:
Тор – символизирует чистую энергетическую ауру, это духовный оберег атомной энергетики мира.

Внутреннее наполнение – стратегии развития атомной энергетики стран мирового атомного проекта в контексте общего социокультурного развития и ландшафтных преобразований планеты.

Здесь же возможна разработка этических норм мировых инновационных стратегий, выработка совместно ноосферно-экологической дипломатии.

Мир ангелов − пространство вселенской литургии.
Средний план – мир духовной дипломатии, согласование горнего и дольного миров.
Свеча – символ Божественного Света, символ добродетели, символ душевного покоя Планеты.
Голубь – символ мира, святого духа по священным писаниям.

3. На минусовой отметке – музей истории религий
Храмы Памяти религиозных конфессий людям, отдавшим свои жизни при освоении могущего атома.

4. Ноосферный сад в Федоровской символике − образец преображения мирового ландшафта планеты.
5. Фёдоровский утопический музей как музей универсумного идеального плана.


Рис. 1. Музей Первой в мире АЭС – метафизическая концепция

Текст М.М. Гайдин, И.М. Мохирева, В.Б. Богуш Музей-клуб ГНЦ РФ-ФЭИ-Школа развития, г. Обнинск

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.