Где начинался Обнинск

 Город Обнинск – первый наукоград России, город Первой в мире атомной электростанции, первого в России Центра по подготовке экипажей атомных подводных лодок, первого в России медицинского радиационного центра, самой высокой в Европе метеорологической вышки и ещё много в чем Обнинск был первым. Но задолго до наукограда на земле, на которой вырос Обнинск, жили люди.
 
Древнейшая история территории, на которой находится г. Обнинск, сейчас, благодаря работам нашего археологического клуба АРКОС, достаточно хорошо известна.[1] В послеледниковый период и до начала нашей эры она не выделялась из общей истории лесной зоны Восточной Европы. Приледниковые охотники на мамонтов, храбрые охотники мезолита, неолит с его ямочной керамикой, бронзовый век со шлифованными топорами – все оставили здесь свой след.[2][3][4][5]
 
С начала нашей эры, во времена экспансии балто-славянского этноса на территорию Восточной Европы, в долине Протвы, как и на территории всей Калужской области, расселилось балтское племя голядь. Прекрасным памятником времени голяди является селище  Кривское-3 (Лужки), расположенное в зелёной зоне г. Обнинска на левом берегу Протвы в берёзовой роще.[6]
 
Люди голядь  жили на Протве богато и счастливо до 1147 г., когда Новгород-Северский князь Святослав Ольгович (Олегович), идя из рязанского Колтеска в Москву по зову Юрия Долгорукого, по дороге разгромил и разграбил голядь на Протве. В Ипатьевской летописи за 1147 год говорится об этом вместе с первым письменным упоминанием о Москве: «И шедъ Стославъ и взя люди голядь верхъ Поротве и тако ополонишася дружина Стославля. И приславъ Гюрги и рече приди ко мне брате в Москову...»
 
После разгрома голяди земли по Протве отошли к Рязанскому княжеству, союзником которого был Святослав Ольгович. Рязанцы сделали на Кривском-3 настоящий центр металлургического производства из местной болотной руды, которой богата Калужская земля. На селище осталось многочисленные следы домниц того времени.
 
 
[1] Тарасов В.А. Из опыта работы археологического клуба школьников АРКОС/Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Тезисы докладов VII конференции 17-18 апреля 1997 г. Калуга, 1998. С. 151
[2] Сидоров В.В. Древнейшая история окрестностей Обнинска/Обнинский краеведческий сборник. Материалы историко-краеведческой конференции «Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры». Обнинск, 2011. С. 169 – 196.
[3] Обнинск: история города и края с древнейших времён до наших дней/Т.М.Ларина, В.Г.Бровкина, В.А.Тарасов и др. Под ред. Т.М.Лариной. – Обнинск: Принтер, 2001. Гл. 1.
[4] Обнинск: история города и края с древнейших времён до наших дней/Т.М.Ларина, А.П.Сорокин, В.А.Тарасов и др. Под ред. Т.М.Лариной. – Изд. 2-е испр. и доп. — Обнинск: Ресурс, 2004. Гл. 1.
[5] Обнинск – первый наукоград России: история и современность/Под ред. Т.М.Лариной. Обнинск: Ресурс, 2006. Гл. 2.
[6] Лопатина О.А., Сидоров В.В. Многослойное селище Кривское 3/ Обнинский краеведческий сборник. Материалы историко-краеведческой конференции «Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры». Обнинск, 2006. С. 126 – 135.
 
 

Рис. 1. Момент раскопок, селище Кривское-3 (Лужки) в окрестностях Обнинска
 
 

Рис. 2. Керамика, селище Кривское-3 (Лужки).
 
 

Рис. 3. Находки, селище Кривское-3 (Лужки).
 
 
Всех этих людей от приледниковых охотников до голяди по их образу хозяйства интересовала долина Протвы и вверх по её берегам они не селились. И лишь после 1382 г., когда по договору между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским земли по Протве отошли к Московскому княжеству, началось освоение суходолов. Они нужны были для развития хозяйства русских землепашцев, уже освоивших трёхпольную систему земледелия (чередование озимых, яровых и пара), для которой требовались втрое большие посевные площади, но существенно увеличивались и стабилизировались урожаи.
 
Замечательно, что этот процесс явился прямым следствием победы коалиции русских князей на Куликовом поле. Именно после битвы, бывшей, как известно, в 1380 г., Дмитрий Донской потребовал от Олега Рязанского, за его непонятное поведение во время Куликовской битвы, земли по Протве. Таким образом, после Куликовской битвы не только упрочнилось положение Московского княжества, и оно стало главным на Руси, но была к нему присоединена и наша Протва. И свободные земли по Протве раздавались, скорее всего, бывшим воинам куликовского ополчения. Мы находили на бывших починках множество вещей из военного снаряжения: боевые ножи, стремена, псалии и пр. Таким образом, первые поселения на земле будущего Обнинска являются, ко всему прочему, и памятниками Куликовской битве.
 
Освоение новых земель проводилось свободными общинниками, которые вырубали лес, строили свои дома (починки), распахивали землю на свободных местах вдоль наших ручьев, впадающих в Протву. Одна община составляла волость с крестьянским самоуправлением. Несколько волостей составляли уезд.
 
Жизнь общинников была весьма сурова. Рядом, за Протвой, проходила граница с Великим княжеством Литовским, вдоль Протвы бродили шайки лихих людей, разного этнического состава, появлялись татары, «перелезшие» через Оку. Приходилось пахать землю, а за спиной держать меч, а за пазухой булаву в ожидании в любой момент набегов врагов. Но зато они были свободны, подчинялись лишь великому князю через своих представителей, не платили налогов, осваивая новые земли для великого князя. Их называли однодворцами, т.к. они ставили на своих починках один двор для своей семьи. Потом из починков разрасталась деревня.
 
На месте города Обнинска в средневековый период располагалась Репинская волость Малоярославецкого уезда, получившая название по речке Репинке. В XVI веке эта довольно крупная волость охватывала несколько селений, включая село Белкино и деревни Пяткино и Самсоново, а также деревню Гриднево, на месте которой впоследствии остался один лишь Никольский (Репинский) погост. 
 
Впервые д. Гриднево на Репинке упоминается в писцовой книге Малоярославецкого уезда 1588-1589 гг.: «В Репинском же стану за боярином и конюшим за Борисом Федоровичем вотчина купля, что он купил у князя Михаила, да у князя Ивана, да у княжны Огрофены у княж Юрьевых детей Козловского. Деревня, что было село Гриднево на речке на Репенке, а было за Ондреем да за Федором Раевскими в поместье пусто. А селятца крестьяне ново, а дворы ставят из села из Белкина. <…> Храм ветх Никола Чудотворец, стоит без пеней от церковнова приходу»[1].
 
Ретроспективный анализ этой записи дает основание полагать, что Гриднево было основано как деревня на землях черносошной (т.е. заселенной свободными крестьянами-общинниками) Репинской волости примерно в конце XV века. Соответственно название деревни, довольно распространенное, произошло от имени ее основателя – крестьянина Гриди (Григория).[2]
 
К середине ХVI века Гриднево уже входило в поместье братьев Андрея и Федора Раевских. Их отец, дворянин Иван Степанович Раевский, в 1526 году выехал на Русь из Литвы в свите знатного магната князя Ф.М.Мстиславского и, очевидно, тогда же получил это поместье. Именно Раевские сделали село Гриднево центром своего обширного владения, включавшего больше половины Репинской волости – около десятка деревень и починков, в том числе деревни Пяткино и Самсоново. По имени помещиков село стало называться Гриднево, Раевское тож.
 
Раевские поставили здесь церковь св. Николая Чудотворца. Так деревня стала селом – центром поместья и церковного прихода. Судя по записи в писцовой книге 1620-х годов, эта церковь относилась к числу клетских, наиболее простых по своей конструкции: к основной клети (срубу) пристраивали алтарь и притвор, а на кровлю ставили главку с крестом.  Несмотря на простоту конструкции, эти храмы нередко представляли собой настоящие дворцы из народных сказок. На Рис. 4 приведен образец конструкции подобного храма, сохранившегося на Севере до наших дней.
 
 
[1] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. КН. 540. Л. 238-239.
[2] Ларина Т.М. История церкви св. Николая Чудотворца на Репинке/Обнинский краеведческий сборник. Материалы историко-краеведческой конференции «Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры». Обнинск,1999. С. 124 – 129.
 
 

Рис. 4. Пример клетской церкви. Спасо-Преображенская церковь Село Спас Вежи, Костромская область, 1628 г.
 
 
Род Раевских дал России много известных военных и государственных деятелей, в частности потомком по прямой линии нашего И.С.Раевского является герой Отечественной войны 1812 г. друг А.С.Пушкина, генерал от кавалерии Николай Николаевич Раевский.[1]
 
Во времена опричнины Гриднево перешло видному опричнику князю Юрию Семёновичу Козловскому, происходившему из рода Смоленских князей. В 1580 г. он был убит в одной из битв Ливонской войны, а Гриднево стали владеть его дети. Род Козловских также дал России много известных политических и военных деятелей, они были воеводами, губернаторами и даже имели боярский чин.
 
В 1580-х годах это имение купил боярин Борис Федорович Годунов, стремившийся округлить свою «приданую» вотчину с центром в селе Белкине. Запустевшее в период кризиса 1560-70-х годов, при Годунове Гриднево было вновь заселено, но теперь уже как деревня, поскольку единственным центром Репинской волости стало село Белкино. Церковь же совсем обветшала и стояла пустая, без службы.
 
В тяжелые годы Смуты деревня Гриднево была сожжена и уже никогда не возродилась. Но церковь после Смуты все же отстроили вновь, а деревенское кладбище при ней стало обособленным Никольским погостом.
 
Вот как описывается Никольский погост в писцовой книге 1627-1630 гг.: «Погост на царя и великого князя земле на речке на Репинке. А на погосте церковь Никола Чудотворец древян клецкий, строенье приходское. А на приходской земле двор попа Леонтья да четыре кельи нищих, питаются от церкви Божии».[2]
 
На плане Генерального межевания 1770-х годов Репинский погост показан на левом берегу речки Репинки, он вклинивается между земельными угодьями деревень Пяткино и Белоусово.[3] В «экономических примечаниях» к плану сообщается, что церковь св. Николая Чудотворца по-прежнему была деревянная, а церковная земля с пашней и покосами занимала 42 десятины (46 га).[4]
 
Известно, что церковь Николы-на-Репинке служила центром прихода для жителей деревень Пяткино и Самсоново. Тем не менее в 1798 году она была упразднена как ветхая и «малоприходная». Тогда же, в 1800 году, была сделана опись церкви, из которой следует, что у нее была колокольня с тремя колоколами. Очевидно, колокольня была пристроена в 1697 году, когда местные помещики из деревень Пяткино и Самсоново восстановили церковь, незадолго до того, очевидно, сгоревшую от случайного пожара. Следовательно, здание церкви отличалось высоким двухярусным силуэтом. В 1813 году упраздненную церковь разобрали, а бревна и доски отправили в малоярославецкий Черноостровский монастырь в качестве дров для обжига кирпича для восстановления монастыря после войны 1812 г. [5]
Церковная земля, принадлежащая Никольскому храму, была приписана к Белкинскому приходу и оставалась как отдельная единица вплоть до 1918 г., когда все церковные земли были национализированы. В документах она значилась как «писцовая церковная земля церкви Николая Чудотворца, что на Репинке», хотя самой церкви уже не было.
 
Кладбище на церковной земле осталось, и во второй половине XIX века при нём была построена часовня во имя Николая Чудотворца. О часовне на Репинке упоминается в приложении к уставной грамоте деревни Пяткино 1861 года: бывшим крепостным Наркиза Обнинского отводилась для рубки дров «земля под лесом по ручью Репинскому от Нефедовского оврага до церковной земли, где часовня»[6] и в клировых ведомостях за 1904 г.[7]  Дальнейшая судьба часовни по известным документам уже не прослеживается. По сведениям старожилов часовня располагалась на территории современного городского парка возле танцевального павильоном «Ритм». До 60-х годов были видны остатки её фундамента.
 
 
[1] Модзалевский Б.Л. Род Раевских герба Лебедь. — СПб., 1908.
[2] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 681. Л. 235 об.-236.
[3] Атлас Калужского наместничества. СПб., 1782. Ч. 1.
[4] РГАДА. Ф. 1335. Оп. 1. Д. 472. Л.19.
[5] Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011. С. 31
[6] Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 2875. Л. 11.
[7] Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011. С. 31
 
 

Рис. 5. Схема расположения фундамента часовни по сведениям старожилов.
 
 
 
В фондах Российского государственного архива древних актов имеется отдельный план дачи Никольского погоста с обозначенной на нем церковью, межеванный 5 июля 1771 года, который мы и попытаемся сопоставить с современными картами.[1]
 
На плане ясно обозначен двурогий безымянный овраг на левом берегу Репинки, отмечены межевые пункты,  проставлены расстояния в саженях по всему периметру Дачи погоста. Отмечено расположение церкви и поселения церковных служителей. Причем в легенде описано, что поселение и земля под церковью  занимает около двух десятин земли, т.е. почти 2 гектара. Отправной точкой послужил овраг, который проходит по границе парка за «Ритмом» и заканчивается сегодня примерно посередине забора огораживающего воинскую часть с западной стороны. Собственно других оврагов с левого берега Репинки и не прослеживается. Сопоставив маркер расстояния на космическом снимке, взятом с поисковой системы Яндекс, и указанным на плане размером 100 саженей, что при переводе в метры составит 184 м, были сопоставлены космоснимок и план межевания.
 
 
[1] РГАДА. Ф. 1354. Оп. 155. Ч. 1. Д. Н-8. Калужской губернии Малоярославецкого уезда Никольского погоста писцовая церковная земля, что на Репинке, церковнослужителей.
 
 

Рис. 6. План Дачи Репинского погоста. Генеральное межевание 1771 г.
 
 
Овраг оказался гораздо длиннее, храм и поселение легли на территорию, занимаемую воинской частью. Смущало то, что направление Репинки на снимке и плане не совпадало. Не удавалось, не меняя масштаб, совместить и ручей в Нефёдовском овраге, ясно отмеченный на плане Дачи. Плюс дорога из Доброго явно шла не в Самсоново. Пришлось проводить товарищеские экспедиции для осмотра на местности.
 
 
 

Рис. 7. Совмещение плана Дачи с современной спутниковой картой.
 
 
В устье оврага, при впадению в Репинку, обнаружилась большая межевая яма 4х4 х1 м. на сегодня заполненная мусором. Ее расположение совпадало с планом Дачи, здесь граница делала резкий поворот, пересекая Репинку. Межевые ямы обозначены желтыми кружками на рис. 7.
В ходе этих осмотров на краю оврага нашли два фрагмента керамики соответствующей XVIII в.
 
 

Рис. 8. Найденный фрагмент керамики XVIII века.
 
 

Рис. 9. Типичный горшок XVIII века с нашим образцом керамики.
 
 
Также силами краеведов удалось договориться проведении работ с использованием георадара, который позволяет различать плотность слоев грунта на глубину до 6 м. Оказалось, что овраг засыпан в ходе строительства военного объекта и уходит под забор. Отвершек оврага в сторону 5 школы также проявился. В общем, техника подтвердила, что западная граница Дачи проходила именно по этому овражку.
 
По весне сделали выход для осмотра незастроенного участка и склона оврага в надежде найти следы культурного слоя, возможно еще образцы керамики или  еще чего интересного. Увы, под дерном везде оказался перемешанный грунт с остатками строительного мусора, нынешний склон оврага также искусственный. Работа бульдозера. Судя по найденным фрагментам керамики, при выравнивании площадки строителями где-то зацепили культурный слой.
 
Взяв найденную межевую яму за опорную точку, при повороте плана примерно на 9 градусов против часовой стрелки получили, что выделенное желтым  хорошо вписалось в современный план города. Этот поворот, по-видимому, учитывает изменение магнитного склонения от XVIII века до наших дней.
 
 

Рис. 10. Предполагаемое местонахождение храма Николая Чудотворца.
 
 
То, что овраг  выделенный белым пунктиром, на этом протянулся до улицы Ленина после площади Преображения − это результат наблюдения явного  прогиба дороги пересекающей самые верховья оврага. Отвершик оврага в сторону 5 школы при внимательном взгляде также заметен во дворах домов в виде пологой горки. Здесь при выполнении строительных работ или при посадке деревьев более чем вероятно наткнуться на археологические следы поселения погоста XVIII в, а может и более раннего села Гриднево. Существуют слухи о находках каких-то захоронений в ходе работ по сооружению стадиона 5 школы и зданий УЦ ВМФ. Что ж это вполне могло быть старое кладбище Репинского погоста.
 
В результате проделанной работы:
 
  1. С точностью до 50 метров установлено место расположения храма в XVIII в. Выделена зона археологического наблюдения.
  2. Выявлены ранее неизвестные объекты культурного наследия − межевые ямы. У выявленных ям размеры попадают под установленные положением о межевании нормы: 2х2 саж или 3,6х3,6 м. К слову сказать, ямы оказались на всех мысах при впадении оврагов в Репинку, которая была границей между Боровским и Малоярославецким уездами.
  3. Результаты наших исследований отображены на информационной доске, установленной в городском парке.
 
 
 

Рис. 11. Информационная доска в городском парке.
 
Философская составляющая −  Обнинск оказался преемником древней Репинской волости, мэрия города расположена как раз в историческом месте − административном центре волости. Случайно это или нет? А может быть это происки пресловутого Духа места, про который уже давно говорят и спорят наши краеведы.
 
 

Рис. 12. Здание мэрии г. Обнинска.
 
Несмотря на то, что центр округи переместился в Белкино, Репинская волость не совсем выпала из истории.
Именно на Репинке в 1899 г. Виктором Петровичем Обнинским был построен дом, волшебный замок, известный как Дача Морозовой, архитектурная жемчужина Обнинска;
 
Именно в нём Маргарита Кирилловна Морозова, звезда серебряного века, собирала кружок передовой московской интеллигенции;
 
Именно в пределах Репинской волости в 1911 г. была образована школа-колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого, передовой центр русской,  советской и мировой педагогики, действующая до 1941 г. вплоть до немецкой оккупации;
 
Именно здесь был организован детский дом №5 для испанских детей, вывезенных из Испании в 1936 г. от ужасов гражданской войны;
 
Во время Великой Отечественной войны в Доме Обнинского и в подземных сооружениях вдоль Репинки размещался штаб Западного фронта под командованием Г.К.Жукова, И.С.Конева, В.Д.Соколовского;
 
И именно здесь была организована в 1946 г. лаборатория «В», будущий Физико-энергетический институт, один из центров советского атомного проекта, благодаря работам которого была пущена в 1954 г. Первая в мире атомная электростанция;
 
Здесь был создан первый в России Учебный Центр ВМФ для подготовки экипажей атомных подводных лодок, ставший вместе с ФЭИ первыми градообразующими предприятиями города Обнинска;
 
Именно отсюда Обнинск начал расти.
 
В 1994 г., после долгого перерыва, на церковной земле Репинской волости стал действовать храм в честь равноапостольных Владимира и Ольги, потому что наш город официально был образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 24 июля 1954 г в день памяти равноапостольных Владимира и Ольги. В настоящее время он не вмещает всех желающих. На его месте решено построить новый большой храм Покрова Богородицы с приделами Владимира и Ольги и Николая Чудотворца. Этот храм продолжает духовные традиции, заложенные ещё в XVI веке при создании первого храма на земле будущего Обнинска в честь Николая Чудотворца.
 
 

Рис. 13. Проектируемый храм Покрова Богородицы
с приделом Николая Чудотворца в городском парке.
 
И наш чудный парк, вместе с Учебным центром ВМФ и храмом в парке, составляющие территорию бывшей Репинской волости, действительно являются настоящим началом города Обнинска.
 
Т.М.Ларина.
Культурно-экологический Фонд «Усадьба Белкино»
Д.Е.Миронов, А.В.Степанов, В.А.Тарасов.
Обнинское краеведческое объединение «Репинка», г. Обнинск

1 комментарий

Nik1951
1. Обнинск получил статус города 24 июля 1956 года, а не 1954. 27 июня 1954 года заработала первая АЭС. ФЭИ основан 31 мая 1946 г.
2, Почему возраст Обнинска считается с 1956 года, а не с 1946 (хотя бы)? Москва тоже начиналась не с этого имени, например, а возраст ее приближается к 870 (официально) и превышает 1000 лет (по некоторым данным).
 
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.