Поиск местоположения храма и часовни Николая Чудотворца (XV – XX вв.) на территории современного Обнинска

Впервые церковь св. Николая Чудотворца на Репинке упоминается в писцовой книге Малоярославецкого уезда 1588-1589 гг.: «В Репинском же стану за боярином и конюшим за Борисом Федоровичем вотчина купля, что он купил у князя Михаила, да у князя Ивана, да у княжны Огрофены у княж Юрьевых детей Козловского. Деревня, что было село Гриднево на речке на Репенке, а было за Ондреем да за Федором Раевскими в поместье пусто. А селятца крестьяне ново, а дворы ставят из села из Белкина. <…> Храм ветх Никола Чудотворец, стоит без пеней от церковнова приходу»1.

Итак, в ту пору церковь стояла в деревне – бывшем селе Гридневе. Ретроспективный анализ этой записи дает основание полагать, что Гриднево было основано как деревня на землях черносошной (т.е. заселенной свободными крестьянами-общинниками) Репинской волости примерно в конце XV века. Соответственно название деревни, довольно распространенное, произошло от имени ее основателя – крестьянина Гриди (Григория). Репинская волость, названная по речке Репинке, в средние века охватывала значительную часть территории современного города Обнинска и его окрестностей.

К середине ХVI века Гриднево уже входило в поместье братьев Андрея и Федора Раевских. Их отец, дворянин Иван Степанович Раевский, в 1526 году выехал на Русь из Литвы в свите знатного магната князя Ф.М. Мстиславского и, очевидно, тогда же получил это поместье2. Именно Раевские сделали село Гриднево центром своего обширного владения, включавшего больше половины Репинской волости – около десятка деревень и починков, в том числе деревни Пяткино и Самсоново. По имени помещиков село стало называться Гриднево, Раевское тож.

Раевские поставили здесь церковь св. Николая Чудотворца. Так деревня стала селом – центром поместья и церковного прихода. Судя по записи в писцовой книге 1620-х годов, эта церковь относилась к числу клетских, наиболее простых по своей конструкции: к небольшой клети (срубу) пристраивали алтарь и притвор, а на кровлю ставили главку с крестом.

В 1580-х годах это имение купил боярин Борис Федорович Годунов, стремившийся округлить свою «приданую» вотчину с центром в селе Белкине. Запустевшее в период кризиса 1560-70-х годов, при Годунове Гриднево было вновь заселено, но теперь уже как деревня, поскольку единственным центром Репинской волости стало село Белкино. Церковь же совсем обветшала и стояла пустая, без службы.

В тяжелые годы Смуты в наших краях буйствовали разнородные отряды «разбоев» из поляков и казаков, доходили сюда и набеги крымских и ногайских татар. В результате деревня Гриднево была сожжена и уже никогда не возродилась. Но церковь после Смуты все же отстроили вновь, а деревенское кладбище при ней стало обособленным Никольским погостом.

Вот как описывается Никольский погост в писцовой книге 1627-1630 гг.: «Погост на царя и великого князя земле на речке на Репинке. А на погосте церковь Никола Чудотворец древян клецкий, строенье приходское. А на приходской земле двор попа Леонтья да четыре кельи нищих, питаются от церкви Божии»3.

На плане Генерального межевания 1770-х годов Репинский погост показан на левом берегу речки Репинки, он вклинивается между земельными угодьями деревень Пяткино и Белоусово. В «экономических примечаниях» к плану сообщается, что церковь св. Николая Чудотворца по-прежнему была деревянная, а церковная земля с пашней и покосами занимала 42 десятины (46 га)4.

Известно, что церковь Николы-на-Репинке служила центром прихода для жителей деревень Пяткино и Самсоново. Тем не менее в 1798 году она была упразднена как ветхая и «малоприходная». Тогда же, в 1800 году, была сделана опись церкви, из которой следует, что у нее была колокольня с тремя колоколами. Очевидно, колокольня была пристроена в 1697 году, когда местные помещики из деревень Пяткино и Самсоново восстановили церковь, незадолго до того, очевидно, сгоревшую от случайного пожара. Следовательно, здание церкви отличалось высоким двухярусным силуэтом5.

В 1813 году упраздненную церковь разобрали, а бревна и доски отправили в малоярославецкий Черноостровский монастырь6. Однако на месте храма осталась маленькая деревянная часовня – ведь погост сохранялся, он был приписан к Белкинскому приходу, как и церковная земля. Но как выглядела эта часовня, нам не известно – возможно, маленькая избушка, где висело несколько икон.

В последний раз о часовне на Репинке упоминается в приложении к уставной грамоте деревни Пяткино 1861 года: бывшим крепостным Наркиза Обнинского отводилась для рубки дров «земля под лесом по ручью Репинскому от Нефедовского оврага до церковной земли, где часовня»7.

Дальнейшая судьба часовни по известным документам уже не прослеживается. По воспоминаниям старожилов, зафиксированных Е.Ф. Ворожейкиным, примерно в 1918 году она была разграблена местными крестьянами, а затем, надо полагать, пришла в запустение и разрушилась – или была разрушена намеренно.

Поговорим об особом виде памятников истории − межевых планах. Для начала следует рассмотреть такие понятия как волость и погост. С волостью все понятно − некая сельская территория охваченная местным самоуправлением. Но волость существует под чьей-то властью и должна платить налоги, которые собираются. Древнейшее место сбора налогов в волости это погост. Термин возникает еще в 9 веке в новгородских землях. Связывается с Княгиней Ольгой, установившей уроки и погосты. Т.е. места постоя княжеской дружины, занятой сбором дани. Восходит к слову гость, гостить. На севере понятия погост и волость были синонимами. Позже, после принятия христианства на погостах появляются храмы, наиболее удачно расположенные погосты обрастают населением и становятся селами. Таким образом, село это центральный населенный пункт волости с церковью, деревня − сельский населенный пункт в волости, погост административный центр волости, но без постоянного населения. Там жили церковные служащие и бобыли − разорившиеся крестьяне не способные платить налоги не в счет. В 18 веке, из-за обычая хоронить возле церквей, термин погост получает новое значение – сельское кладбище. В частности это связано с Генеральным межеванием проведенным Екатериной Великой. Страна делится на губернии и уезды. Погосты окончательно утрачивают административное значение, некоторые остаются только на межевых планах, поскольку церкви за убыточностью на них упраздняются. Остаются только одинокие кладбища за которыми окончательно закрепляется название погост.

Теперь о наших местах. Город Обнинск расположен на землях бывшей Репинской волости, возникшей, видимо, где то в конце 14 в с образованием Боровско-Серпуховского княжества на границе Московии и Литвы − Великого княжества Литовского. Наименование ряда волостей в наших местах упоминается в духовных грамотах Дмитрия Донского, Василия Дмитриевича. Однако в 15 веке что-то не заладилось, известно о эпидемии чумы в 1425 г, когда вымерли дети Владимира Андреевича Храброго − князя Боровского и Серпуховского. Войны с Литвой, междуусобицы, переход этих земель в опричину при Иване Грозном привели к тому, что к моменту получения этих земель Борисом Годуновым в конце 16 в., кроме села Белкино, все лежало в запустении. Село Гриднево, Раевское тож пустовало, но храм Николая Чудотворца все же сохранялся, хоть и был ветхим. С тех пор, видимо, погост Репинский существует как церковное поселение. История его довольно подробно описана в краеведческой литературе, хотя точное местоположение было неизвестно. Здесь начинается уже краеведческая задача. Собственно примерное расположение погоста указано на планах Генерального межевания 1779 г, весьма подробных. Ну, плюс-минус 100 метров на местности. Зафиксированы воспоминания старожилов, родственники которых помнили часовню, стоявшую на церковной земле в начале 20 в. где-то в районе танцпавильона «Ритм» и воинской части. Но к 2013 г стал доступен краеведческому кругу следующий интересный документ: план Дачи Репинского погоста.


Рис.1. План Дачи Репинского погоста.

На плане ясно обозначен двурогий безымянный овраг на левом берегу Репинки, отмечены межевые пункты, проставлены расстояния в саженях по всему периметру Дачи погоста. Отмечено расположение церкви и поселения церковных служителей. Причем в легенде описано, что поселение и земля под церковью занимает около двух десятин земли, т.е. почти 2 гектара. Отправной точкой послужил овраг, который проходит по границе парка за «Ритмом» и заканчивается сегодня примерно по середине забора огораживающего воинскую часть с западной стороны. Собственно других оврагов с левого берега Репинки и не прослеживается. Сопоставив маркер расстояния на космическом снимке, взятом с поисковой системы Яндекс, и указанным на плане размером 100 саженей, что при переводе в метры составит 184 м, были сопоставлены космоснимок и план межевания.


Рис. 2. Сопоставление плана Дачи с космоснимком.

Овраг оказался гораздо длиннее, храм и поселение легли на территорию, занимаемую воинской частью. Смущало то, что направление Репинки на снимке и плане не совпадало. Не удавалось, не меняя масштаб, совместить и ручей в Нефедовском овраге, ясно отмеченный на плане Дачи. Плюс дорога из Доброго явно шла не в Самсоново. Пришлось проводить товарищеские экспедиции для осмотра на местности. В ходе таких осмотров на краю оврага нашли два фрагмента керамики соответствующей 18 в. В устье оврага, при впадению в Репинку, обнаружилась большая яма 4х4 х1м. на сегодня заполненная мусором. Ее расположение совпадало с планом дачи, здесь граница делала резкий поворот, пересекая Репинку. Также силами краеведов удалось договориться проведении работ с использованием георадара, который позволяет различать плотность слоев грунта на глубину до 6 м. Оказалось, что овраг засыпан в ходе строительства воинской части и уходит под забор. Отвершек оврага в сторону 5 школы также проявился. В общем техника подтвердила, что западная граница дачи проходила именно по этому овражку.



Рис. 3, 4. Фрагмент керамики, найденный на месте Репинского погоста.

По весне сделали выход для осмотра незастроенного участка и склона оврага в надежде найти следы культурного слоя, возможно еще образцы керамики или еще чего интересного. Увы, под дерном везде оказался перемешанный грунт с остатками строительного мусора, нынешний склон оврага также искусственный. Работа бульдозера. Судя по найденным фрагментам керамики, при выравнивании площадки строителями где-то зацепили культурный слой. Слой вполне мог сохраниться, но для этого надо закладывать археологический шурф, проходить слой строительного мусора, не менее полуметра. Связывались с калужскими археологами, но такие работы уже требуют серьезного финансирования, группа краеведов любителей не скинется на 100 тысяч руб. для такой работы.

Интересно, как дача соотносится с современным планом города.

Взяв найденную межевую яму за опорную точку, при повороте плана примерно на 9 градусов получили следующую картинку. Выделенное желтым хорошо вписалось в современный план города.


Рис. 5. Сопоставление Дачи Репинского погоста с современной картой города.

Что послужило причиной такого разворота плана, конечно уже не установить, возможно у поручика Василия, снимавшего план Дачи и подписавшего его, по какой-то причине был сбит визир компаса, а может быть сказался недостаток опыта. В начале межевой компании остро не хватало опытных межовщиков, срочно готовили новых из молодых военных. Причем нормы межевания были довольно жесткие, до 100 верст в месяц, а это еще и планы, отчеты, сооружение межевых знаков. Возможно, на план погоста был выделен всего один день. С учетом всего выше указанного, получили окончательно следующий план погоста привязанный к космическому снимку.

То, что овраг выделенный белым пунктиром, на этом протянулся до улицы Ленина после площади Преображения − это результат наблюдения явного прогиба дороги пересекающей самые верховья оврага. Отвершик оврага в сторону 5 школы при внимательном взгляде также заметен во дворах домов в виде пологой горки. Здесь при выполнении строительных работ, или при посадке деревьев более чем вероятно наткнуться на археологические следы поселения погоста18 в, а может и более раннего села Гриднево. Существуют слухи о находках каких-то захоронений в ходе работ по сооружению стадиона 5 школы и зданий УЦ ВМФ. Что ж это вполне могло быть старое кладбище, а могли и свидетельства последней войны на нашей территории. Увы, документальных свидетельств этому пока нет.


Рис.6 Совмещение плана Дачи Репинского погоста с современной картой города. Южная часть

Выводы из работы следующие.

С точностью до 50 метров установлено место расположения храма в 18 в. Оно находится на территории УЦ ВМФ. Выделена зона археологического наблюдения.

Выявлены ранее неизвестные объекты культурного наследия − межевые ямы. У выявленных ям размеры попадают под установленные положением о межевании нормы: 2х2 саж или 3,6х3,6 м. К слову сказать, ямы оказались на всех мысах при впадении оврагов в Репинку, которая была границей между Боровским и Малоярославецким уездами. На картах спортивного ориентирования обнинских спортсменов в лесах за ИФЗ отмечено большое количество ям посреди леса, и при этом видно, что они не хаотичны, а тянутся цепочками, которые весьма похожи на границы пустошей генерального межевания. Так что положено начало новой работе – историческому ориентированию.

Философская составляющая этой работы − Обнинск оказался преемником древней Репинской волости, мэрия города расположена как раз в историческом месте − административном центре волости. Случайно это или нет? А может быть это происки пресловутого Духа места, про который уже давно говорят и спорят наши краеведы.

Текст
Ларина Т.М., Культурно-экологический фонд «Усадьба Белкино»,
Миронов Д.Е., Степанов А.В., Тарасов В.А., Обнинское краеведческое объединение «Репинка»


*Данный материал взят из книги «Приобнинский край. Город и окрестности. История и современность» (труды обнинского краеведческого объединения «РЕПИНКА»)



1 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 540. Л. 238-239.
2 Ларина Т.М. История церкви св. Николая Чудотворца на Репинке// Обнинский краеведческий сборник. Обнинск, 1999; Модзалевский Б.Л. Род Раевских герба Лебедь. – СПб., 1908. – С. 7–8.
3 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 681. Л.235 об.-236.
4 РГАДА. Ф. 1355. Оп.1. Д.472. Л.19.
5 Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011. С. 31; Калужская старина. Т.4. Калуга, 1905. С.49;
6 Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011. С. 31.
7 Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 2875. Л. 11.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.