Где начинался город Обнинск?

Древнейшая история территории, на которой находится город Обнинск, сейчас, благодаря работам нашего археологического клуба АРКОС, достаточно хорошо известна.
 
В послеледниковый период и до начала нашей эры она не выделялась из общей истории лесной зоны Восточной Европы. Приледниковые охотники на мамонтов, храбрые охотники мезолита, неолит с его ямочной керамикой, бронзовый век со шлифованными топорами – «все промелькнули перед нами, все побывали тут».
 
В начале нашей эры, во времена экспансии балто-славянского этноса на территорию Восточной Европы, в долине Протвы, как и на территории всей Калужской области, расселилось балтское племя голядь. Они жили на Протве богато и счастливо до 1147 г., когда Новгород-Северский князь Святослав Ольгович (Олегович), идя из рязанского Колтеска в Москву по зову Юрия Долгорукого, по дороге разгромил и разграбил голядь на Протве. Прекрасным памятником времени голяди является селище Кривское-3 (Лужки), расположенное на берегу Протвы в берёзовой роще, где когда-то был коровник совхоза им. Молотова.
 
После разгрома голяди земли по Протве отошли к Рязанскому княжеству, союзником которого был Святослав Ольгович. Рязанцы сделали на Кривском-3 настоящий центр металлургического производства. На селище осталось многочисленные следы домниц того времени.
 
Обо всем этом подробно описано в трех выпусках книг «Обнинск: история города и края с древнейших времен до наших дней» под ред. Т.М. Лариной.
 
Всех этих людей от приледниковых охотников до голяди по их образу хозяйства интересовала долина Протвы и вверх по её берегам они не селились. И лишь после 1382 г., когда по договору между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским земли по Протве отошли к Московскому княжеству, началось освоение суходолов. Они нужны были для развития хозяйства русских землепашцев, уже освоивших трёхпольную систему земледелия (чередование озимых, яровых и пара), для которой требовались втрое большие посевные площади, но существенно увеличивались урожаи.
 
Освоение новых земель проводилось свободными общинниками, которые вырубали лес, строили свои дома (починки), распахивали землю на свободных местах вдоль наших ручьев, впадающих в Протву. Одна община составляла волость, управляемую крестьянским самоуправлением. Несколько волостей составляли уезд. Вдоль Репинки располагалась Репинская волость Малоярославецкого уезда. Волости подчинялись непосредственно великому князю (в данном случае московскому) через его наместников.
 
И вот два общинника Гридя (Григорий) и Гавша (Гаврила) где-то в начале 15 века поставили свои починки на берегах Репинки: Гридя на левом и Гавша на правом, основав деревни Гриднево и Гавшино. Гриднево находилось как раз на территории современного городского парка, а Гавшино чуть ниже современного «подвесного» моста на берегу Гавшинского оврага вблизи его устья.
 
Жизнь общинников была весьма сурова. Рядом, за Протвой, проходила граница с Великим княжеством Литовским, вдоль Протвы бродили шайки лихих людей, разного этнического состава, появлялись татары, «перелезшие» через Оку. Приходилось пахать землю, а за спиной держать меч, а за пазухой булаву в ожидании в любой момент набегов врагов. Но зато они были свободны, подчинялись лишь великому князю через своих представителей, не платили налогов, осваивая новые земли для великого князя. Их называли однодворцами, т.к. они ставили на своих починках один двор для своей семьи. Потом из их потомков разрасталась деревня.
 
В дальнейшем Гавшино исчезло и стало пустошью, а Гриднево было пожаловано Василием III в начале 16 века Ивану Степановичу Раевскому, знатному литовскому дворянину (на самом деле белорусу, которые составляли большинство населения Великого княжества Литовского), выехавшему на службу к Василию III в свите Фёдора Михайловича Мстиславского. Такие переезды дворян от одного сюзерена к другому были обычными в феодальных отношениях.
 
Род Раевских дал России много известных военных и государственных деятелей, в частности потомком по прямой линии нашего И.С. Раевского является герой Отечественной войны 1812 г. друг А.С. Пушкина, генерал от кавалерии Николай Николаевич Раевский.
 
При Раевских Гриднево разрослось и стало называться Гриднево, Раевское тож. Раевский построил в Гриднево барский дом и храм, освещённый во имя Николая Чудотворца, а деревня стала селом. Гриднево стало центром большой округи, в которую входило несколько окрестных деревень. Это и было первое полноценное поселение на земле будущего Обнинска, которое можно считать его началом.
 

Рис.1. Спасо-Преображен<wbr />ская церковь Село Спас Вежи, Костромская область, 1628 г.
 
Храм, который стоял в Гриднево, имел клетскую (клецкую) конструкцию, т.е. простой сруб, покрытый двухскатной крышей. Несмотря на простоту конструкции, эти храмы нередко представляли собой настоящие дворцы из народных сказок. На Рис. 1 приведен образец конструкции подобного храма, сохранившегося на Севере до наших дней. Как нами было установлено путем сопоставления планов Генерального межевания 1782 г. и современных карт храм располагался на территории современного УЦ ВМФ возле улицы Осипенко.
Во времена опричнины Гриднево перешло видному опричнику князю Юрию Семёновичу Козловскому, происходившему из рода Смоленских князей. В 1580 г. он был убит в одной из битв Ливонской войны, а Гриднево стали владеть его дети. Род Козловских также дал России много известных политических и военных деятелей, они были воеводами, губернаторами и даже имели боярский чин.
 
Примерно в это же время шло освоение суходолов и по Зайцевскому (Белкинскому) ручью. Но там всё было несколько по-иному. Пустые земли были даны в начале XV века можайскому боярину из рода Хвостовых Фёдору Дутке Отяеву, перешедшему после ликвидации Можайского княжества на службу в Великому князю московскому. Он основал близ устья Зайцевского (Белкинского) ручья усадьбу Горки, следы которой были найдены во время экспедиций клуба АРКОС. Затем его потомки и слуги пошли вверх по ручью и основали починки Панино, Зайцево, Белкино. Белкино было основано сыном Фёдора Дутки Иваном Белкой. Т.е. здесь не было свободных общинников, подчиняющихся непосредственно великому князю московскому, а с самого начала здесь были вотчинные боярские земли.
 
Земли по Зайцевскому (Белкинскому) ручью относились к Боровскому уезду, а Репинская волость, на которой впоследствии вырос Обнинск, к Малоярославецкому. Развитие Белкинского анклава проходило в стороне от Репинской волости. Интересно, что и сейчас Белкино относится к Боровскому району, а начало Обнинска было в Репинской волости Малоярославецкого уезда, ныне района. Память земли очень долгая. Затем, когда владельцем Белкино стал царь всея Руси Борис Годунов, он скупил все окрестные земли и деревни, в том числе и Гриднево, построил в Белкино храм в честь своих святых покровителей Бориса и Глеба. Центр округи переместился в Белкино, а село Гриднево постепенно захирело.
 
История Белкино хорошо известна. Им владели многие известные люди русской истории: Малюта Скуратов, Борис Годунов, князья Долгоруковы, Воронцовы, Обнинские. В состав имения Белкино входили и бывшие земли Репинской волости. Последние владельцы Белкино, дворяне Обнинские, дали название нашему городу. Эта история подробно описана в трудах З.В. Васильевой и Т.М. Лариной. История Репинской волости и храма Николая Чудотворца описана в работах Т.М. Лариной.
 
Впервые церковь св. Николая Чудотворца на Репинке упоминается в писцовой книге Малоярославецкого уезда 1588-1589 гг.: «В Репинском же стану за боярином и конюшим за Борисом Федоровичем вотчина купля, что он купил у князя Михаила, да у князя Ивана, да у княжны Огрофены у княж Юрьевых детей Козловского. Деревня, что было село Гриднево на речке на Репенке, а было за Ондреем да за Федором Раевскими в поместье пусто. А селятца крестьяне ново, а дворы ставят из села из Белкина. <…> Храм ветх Никола Чудотворец, стоит без пеней от церковнова приходу».
 
В тяжелые годы Смуты в наших краях буйствовали разнородные отряды «разбоев» из поляков и казаков, доходили сюда и набеги крымских и ногайских татар. В результате деревня Гриднево была сожжена и уже никогда не возродилась. Но церковь после Смуты все же отстроили вновь, а деревенское кладбище при ней стало обособленным Никольским погостом.
 
Вот как описывается Никольский погост в писцовой книге 1627-1630 гг.: «Погост на царя и великого князя земле на речке на Репинке. А на погосте церковь Никола Чудотворец древян клецкий, строенье приходское. А на приходской земле двор попа Леонтья да четыре кельи нищих, питаются от церкви Божии».
 
На плане Генерального межевания 1770-х годов Репинский погост показан на левом берегу речки Репинки, он вклинивается между земельными угодьями деревень Пяткино и Белоусово. В «экономических примечаниях» к плану сообщается, что церковь св. Николая Чудотворца по-прежнему была деревянная, а церковная земля с пашней и покосами занимала 42 десятины (46 га).
 
Известно, что церковь Николы-на-Репинке служила центром прихода для жителей деревень Пяткино и Самсоново. Тем не менее в 1798 году она была упразднена как ветхая и «малоприходная». Тогда же, в 1800 году, была сделана опись церкви, из которой следует, что у нее была колокольня с тремя колоколами. Очевидно, колокольня была пристроена в 1697 году, когда местные помещики из деревень Пяткино и Самсоново восстановили церковь, незадолго до того, очевидно, сгоревшую от случайного пожара.
 
Следовательно, здание церкви отличалось высоким двухярусным силуэтом. В 1813 году упраздненную церковь разобрали, а бревна и доски отправили в малоярославецкий Черноостровский монастырь в качестве дров для обжига кирпича для восстановления монастыря после войны 1812 г.
 
Церковная земля, принадлежащая Никольскому храму, оставалась как отдельная единица вплоть до 1918 г., когда все церковные земли были национализированы. В документах она значилась как «писцовая церковная земля церкви Николая Чудотворца, что на Репинке», хотя самой церкви уже не было.
 
Кладбище на церковной земле осталось, и во второй половине XIX века при нём была построена часовня во имя Николая Чудотворца. В последний раз о часовне на Репинке упоминается в приложении к уставной грамоте деревни Пяткино 1861 года: бывшим крепостным Наркиза Обнинского отводилась для рубки дров «земля под лесом по ручью Репинскому от Нефедовского оврага до церковной земли, где часовня».
 
Местоположение этой часовни точно не известно. По сведениям старожилов она располагалась на территории современного парка возле забора воинской части, рядом с современным храмом Владимира и Ольги.
Дальнейшая судьба часовни по известным документам уже не прослеживается. По воспоминаниям старожилов, зафиксированных Е.Ф.Ворожейкиным, примерно в 1918 году она была разграблена местными крестьянами, а затем, надо полагать, пришла в запустение и разрушилась – или была разрушена намеренно.
Несмотря на то, что центр округи переместился в Белкино, Репинская волость не совсем выпала из истории.
Именно на Репинке в 1899 г. Виктором Петровичем Обнинским был построен дом, волшебный замок, известный как Дача Морозовой, архитектурная жемчужина Обнинска.
 
Именно в пределах Репинской волости в 1911 г. была образована школа-колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого, передовой центр русской и советской и мировой педагогики, действующая до 1941 г. вплоть до немецкой оккупации.
 
Именно здесь был организован детский дом №5 для испанских детей, вывезенных из Испании в 1936 г. от ужасов гражданской войны.
 
Во время Великой Отечественной войны в Доме Обнинского и в подземных сооружениях вдоль Репинки работал штаб Западного фронта под командованием Г.К. Жукова, И.С. Конева, В.Д. Соколовского.
И именно здесь была организована в 1946 г. лаборатория «В», будущий Физико-энергетический институт, один из центров советского атомного проекта.
 
Здесь был создан Учебный Центр ВМФ для подготовки экипажей атомных подводных лодок, бывший вместе с ФЭИ первыми градообразующими предприятиями города. Именно отсюда Обнинск начал расти.
 

Рис.2. Здание администрации г. Обнинска
 
Интересно, что здесь же было построено здание городской администрации, примерно на том месте, где, в свое время, находилась Управа Репинской волости. (Рис.2. Здание обнинской администрации). Голос «Духа места» неистребим. И наш чудный парк, вместе с Учебным центром ВМФ и храмом в парке, составляющие территорию бывшей Репинской волости, действительно являются настоящим началом города Обнинска.
 
ТЕКСТ: Владимир Тарасов,
Председатель обнинского краеведческого объединения «Репинка»

2 комментария

SgtPepper
Как всегда подробно и интересно. Спасибо!
Prozorov
Спасибо! Интересный материал
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.