Краеведение и патриотизм

«О, светло-светлая и красно украшенная Земля русская! Многими красотами удивлена еси: озёрами многими, реками и кладезями месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, силами дивными, садами монастырскими, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими – всем ты исполнена, земля Русская, о, православная вера христианская!»

Этот отрывок из древней повести «Слово о погибели земли Русской» должен стать девизом каждого, кому не безразлична судьба своего края, кто любит и изучает его природу, историю, культуру, потому что невозможно другими словами выразить всю глубину своих чувств любви к своей Родине так, как это сказано больше семи с половиной веков назад неизвестным автором, описавшим дивную красоту русской земли, и о величайшем горе, постигшем её.

Невозможно в полной мере представить себе, сколько же всего перенесла, переборола, преодолела наша земля – Россия! И разорительные набеги кочевников, угонявших сотни и сотни русских людей в полон для продажи на невольничьих рынках в рабство, и кровавые княжеские усобицы, татаро-монгольское иго и польско-шведскую
интервенцию, немецкое засилье и наполеоновское нашествие, империалистическую интервенцию и несоизмеримое ни с чем разорение страны фашистской нечистью.

Но всегда ты, земля русская, возрождалась, как птица Феникс из пепла и, восставши, становилась ещё краше и утверждала вновь своё достоинство и величие! И чтобы с тобой ни случилось в настоящем и будущем, родимая
наша Русь, ты не утратишь своей красоты и славы и преумножишь их. Порукой тому «Золотое Слово» древнерусских
писателей, поведавших о твоих надеждах и чаяниях, болях и страданиях, праздниках и буднях, раскрывших прекрасную душу и сердце нашего народа, показавших его славные дела и свершения, наша великая любовь к тебе, Родина!

А что же это такое – любовь к Родине?

Вот как отвечает на этот вопрос Александр Сергеевич Пушкин.«Два чувства богом нам даны…». Поэт обращается к важнейшей, дорогой ему мысли – о том, как связана любовь к своему дому, селению, «пепелищу» с почитанием прошлого, предков, истории, традиции:

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как …………… пустыня.
И как алтарь без божества.

«Родное пепелище» − это Родина, Земля, на которой человек родился и вырос, где он впервые стал узнавать окружающий мир, где появились у него друзья…

«Любовь к отеческим гробам» – это любовь к своим предкам, их делам и свершениям, в широком масштабе. Это история нашей страны, её самобытность, культура, созданные предшествующими поколениями и доставшиеся нам в наследство. Из поколения в поколение на протяжении многих веков старшие показывали детям всю чарующую красоту своей Земли. Рассказывали предания и легенды о подвигах героев, о событиях, когда весь народ поднимался на защиту Отечества от вражеских полчищ. Повествовали о своём, чаще нелёгком, труде, о созданных ими шедеврах во всех отраслях жизни, культуры, искусства.

С болью в душе говорили о горестных днях: неурожаях и связанных с ними голодными годами; о разорениях, нанесённых врагом, о том, как народ поднимал Родину из руин. И как ни тяжело было голодать, берегли как святыню семенные запасы, чтобы было чем засеять поля, преодолеть последствия чёрных дней. Затем, в годы, близкие к нашим временам, прибавились к родительским рассказам и знания, полученные в школе, в библиотеках, в музеях, на различных экскурсиях и в походах. Но по-разному складывались взгляды у подрастающего поколения. Основными источниками являются печатные издания: книги, статьи в журналах, газетах, встречи с людьми, которые могут помочь воспоминаниями или укажут виденный ими источник (книгу либо документ), где можно бы найти ответ на интересующий краеведа вопрос.

Нередко краеведы сотрудничают с музеями. И если сотрудники музея и краеведы находят взаимопонимание в решении какой-либо проблемы, то работа всегда делается с пользой для тех и других. Выскажу пожелание о том, чтобы обе эти стороны всегда работали в контакте и с взаимным уважением друг друга. Редко, но бывает, что работники музея навязывают краеведам свои проблемы, забывая о том, что они не профессионалы, которым в большей степени доступны источники, а любители. Хорошо ещё, если любитель с разносторонними интересами, а если он изучает единственную, интересующую его тематику, то полезного сотрудничества не будет. Допустим к примеру, краевед изучает быт жителей городов времён Ивана Грозного, а ему говорят, что об этом уже много известно, займитесь лучше временами Ивана Калиты. Повторяю, толку от этого будет мало.

Большим подспорьем в работе краеведа, изучающего события недавнего прошлого и обобщающего обстановку в своём крае, всегда были и будут встречи с ветеранами войны и труда, старожилами, очевидцами событий. Полученные от них сведения, особенно те, которые сообщили разные лица, освещавшие одну и ту же тематику и совпадающие
по своей сути, почти всегда верны. Но проверка всё же необходима. Истина не терпит догадок, предположений, оговорок. Без тщательной проверки полученные сведения могут быть лишь основой для дальнейших исследований.

До сих пор у нас бытует негативное отношение к народным преданиям, сказам, былинам и другим сокровищам народной памяти как к документальному источнику. А в них почти всегда можно найти реально существовавших героев, произошедших ранее событий.

Не без основания академик М.Н. Тихомиров писал: «Было время, когда на предание о Кучке смотрели как на сплошной вымысел ХVII века и не видели в нём никакого зерна достоверности. Но народные предания имеют свою основу, нередко вовсе не легендарную»[1]. Эти слова учёного могут стать напутствием краеведам. Не оставляйте же без внимания старинные предания, а тщательно изучайте их. И если вам будет сопутствовать удача, то вы непременно найдёте зерно истины. Это станет делом Вашей чести и высокой оценкой Вашего трудолюбия.

Выскажу своё мнение, которое некоторым может показаться нелепым, абсурдным. Но считаю, что над ним стоит задуматься.

Почти во всех видах литературного народного творчества прослеживается два вида героев. Об одних просто упоминается как об обычных действующих лицах повествования, а вот к другим совсем иной подход. Они всегда красивы, умны, справедливы, сильны и т.д. Почему так? Думаю, что прообразом этих героев были реально существовавшие люди. Веками складывался вокруг них сюжет сказки, былины, песни, украшая их уже сильно преувеличенными качествами, вплоть до чисто фантастических. Часто два и более героя сливались в один образ, теряя своё реальное происхождение. Образ становился сказочным. Также и события постепенно, в результате многократных пересказов, становились тоже фантастичными.

63 года прошло после окончания войны, самой страшной изо всех, которые перенесла Русь за всё время своего существования.

Что же сделано нами за это время для её дальнейшего расцвета?

Отстроились, восстановились, перестроились, разделились. Стали экономистами, рыночниками и капиталистами, как будто двинулись вперёд. Но, видимо, перегруженные рыночными заботами, стали забывать о том, чтобы пережитая катастрофа не повторилась.

С годами всё меньше и меньше стали уделять внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения – будущих защитников Отечества. Менялись учебные программы, учебники, названия школ (колледжи, гимназии…), институтов.

Почти в каждом городке, не говоря уже о губернских городах, появились филиалы институтов, университетов,
академий! И все они вручают своим выпускникам дипломы государственного и ещё какого-то типа. Но воспитательная работа оставалась вне всех этих дел и забот.

Правда, иногда в СМИ могут прозвучать некоторые призывы заняться восполнением этого пробела в делах образования. Соберут кое-где конференцию с обсуждением того, как проходит воспитательная работа патриотического направления. Но после этих незначительных мероприятий работа вновь замирает.

Повинны в этом и краеведы. Если в прежние годы, несколько лет назад, учителя школ, работники музеев и библиотек приглашали краеведов, ветеранов войны и труда с рассказами о родном крае для солидной аудитории слушателей, среди которых было большинство молодых, то за последние годы таких приглашений почти не стало. Вместо живого дела – сплошь и рядом отговорки: перегруженность основной работой, различными предметами, отсутствие интереса и дисциплины у школьников, отравленных нашим телевидением и Интернетом. Ссылаются также и на недостатки в выступлениях краеведов: плохо, мол, подобрана тема рассказов, непрофессиональное педагогическое изложение материала, страдает мол и качество речи стареющих докладчиков. У слушателей появляются негативные явления: занятия посторонними делами, разговоры, дремота…

Как же избежать этих недостатков и возродить работу краеведов по воспитанию патриотизма у молодежи? Что для этого нужно, и как это осуществить на деле?

Считаю, что старые формы общения с молодёжью вполне эффективны и не нуждаются в больших переделках. Постоянные, плановые выступления в школах с рассказами, встречи с известными людьми, с героями, с ветеранами, которых осталось совсем мало.

Обязательно надо подготовить себя к выступлению, отрепетировать заранее свою речь, предусмотреть возможные вопросы и ответы на них.

В библиотеках и в музеях организовывать выступления с двойной, если можно так сказать, тематикой. К примеру, идёт разговор в библиотеке о творчестве писателя или об одном каком либо произведении литературы – обязательно надо включать в него примеры и события, происходившие и происходящие в своей округе и т.д. В музеях также во время лекций, бесед, рассказов на различные темы включать и краеведческие сведения.

И, самое главное, краеведы! Не ждите приглашений, а по мере готовности ваших материалов и находок, сами идите в молодёжные аудитории! Иначе Ваша деятельность окажется бесплодной. Итоги Ваших трудов будут пылиться на полках, домашних или музейных. Не забывайте, что именно сейчас, когда радио и телевидение, кино и компьютеры захватывают внимание подростков своей низкопробной продукцией, разговор о любви к своей Родине, о её славном прошлом, о людях, которые обеспечили нам своим наследием жизнь, о нашей природе, которой грозит уничтожение, просто необходим.

Обязательно при каждой встрече со школьниками и студентами говорите им о том, что они, именно они, даже ещё учащиеся, являются создателями своей процветающей жизни. А она продолжение того, что создано предшествующими поколениями. Именно они, отметая негативные пережитки прошлых лет, должны двигать страну и свою жизнь в сторону прогресса, не опасаясь, будучи под надёжной защитой своих собственных сил!

Текст В.И. Рязанский

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.