Обнинск. Дух места и эпоха Ноосферы. Часть 1

Предисловие. Обнинск прокладывает путь для других наукоградов в жизнь и историю России. Он идет первым, и для него уже сделан ряд разработок исторического плана. Историзм молодых городов – наукоградов может стать больным местом в их развитии. Многие города науки в течение десятилетий были закрытыми территориями. А сейчас на них свалилась лавина историчности окрестностей, освоение которых раскрепостившимися городами неминуемо. Обнинск тоже был закрытым городом, но «крепостной стены» от Места, в котором он осел и развивался, у него не было. Сегодня он имеет больше, чем полувековой опыт врастания города новейшего научно-технического направления в тысячелетнюю культуру Места.

В программы развития Обнинска – наукограда вопросы истории власти стараются не включать. Повторяется ошибка предыдущих десятилетий. Предложено развитие от нуля «истории», но не от длительного опыта развития народа. Но это мы «уже проходили». Нужно перерасти такую тенденцию.

Раздел «Обнинск. Дух Места и эпоха Ноосферы» методологически обеспечивает единство нашего Прошлого и Будущего. Включение такого раздела (и некоторых других, как например, «Районирование краеведческих интересов молодого города) в историю города науки помогает ликвидации разрыва его историчности. Оно ведет к комплексному развитию сознания горожан как в вопросах истории, так и на времена будущие.

Автор надеется, что данная работа поможет жителям молодых городов в разработке методологии познания собственной истории, истории своего Места. Путь развития исторического опыта Обнинска, его освоение и проработка могут быть полезным тем, кто идет вперед.

Дух места. Попытка определения понятия. В любом историческом Месте России, а вне исторических Мест в России нет, возможна экскурсия, где основой станет не знакомство с физической реальностью – с историей и ее материальными следами. Основой экскурсии будет попытка познания духовной жизни местного народа, духовного вклада людей и событий в забытую ныне сущность, которую называют Душой Места, Духом Места. Места, каждому интересного, каждым любимого. И у каждого связано с этим местом много индивидуального, соотнесённого с личной историей, историей своей семьи, историей своего окружения.

Возможно, тяжелее всего в этом плане иметь дело с городами-новоделами. В частности, с городами науки. Автор является представителем Обнинска и именно этот город имеет в виду.

Тем более важно понимать, когда и как до зарождения города в данной местности жили люди. Какими были первопоселения: деревни, сёла, хутора. Каковы были крестьяне, помещики, работный люд, пракрестьяне и прапомещики, колхозники, горожане, гости. Во что они верили. Что было в их духовном мире. Как в условиях уже возникшего города продолжалось развитие духовности обитателей Места, а интегрально – Духа Места. Изначально важна жизнь самых древних наших земляков (праземляков), известных, в основном, по результатам археологических раскопок – племён угро-финнов, балтского племени голядь. Затем славян, врастание их в существовавшую жизненную среду в процессе формирования северо-восточной Руси. Жизнь этих народов была максимально приближена к природе, требовала огромного мужества и присутствия духа. И, конечно же, закладывала весомые камни в основание Фундамента Духа Места. Сначала это была языческая духовность. Затем – внедрение и развитие христианства. А совсем недавно – полное отрицание и того и другого, и новое их возрождение. Хотя начиналось зарождение Духа Места, наверное, ещё до появления в данном месте человека.

Вдруг мы начинаем понимать, что недооцениваем своих предков. Племена, населявшие некогда ареал нынешнего Обнинска и оставившие здесь археологические памятники, все они наши предки, предки русского народа. Все они внесли своё Нечто в существующий ныне русский характер, «русский дух», быт, образ жизни, менталитет. Вплоть до неистребимых основ языческой духовности. Они были ближе нас к природе, лучше нас её понимали. Они понимали многое такое, что нам приходится открывать заново. Об этом уверенно свидетельствует Даниил Андреев в «Розе Мира»1.

Что будет привязывать человека к Родине вдали от неё? Неужели же Гений Места, как и в древнем Риме? Неужели же мы, воспитанные на протяжении трёх поколений как профессиональные атеисты, именно так определим истоки любви к Родине, истоки болезни ностальгии, когда для неё приходит время и обстоятельства?

Любовь к Родине овладевает человеком на основе его любви к Малой Родине, к тому месту, где он родился, рос, провёл детские, наиболее впечатлительные годы, когда сознание было наиболее открыто окружающей, разлитой в его маленьком мире духовности. Здесь душа его вступила в контакт с Духом Места, сама того не подозревая. От того нравственного, духовного содержания, которое человек получил здесь, зависит, достоин ли будет он когда-то в будущем чувства ностальгии. Считая, что ностальгия по оставленной Родине – несомненная реальность, мы придём к заключению о связи местного отдельного человека и самого Духа Места. Существует, таким образом, влияние Духа Места на нашу повседневную жизнь.

Естественно предположить, что Дух Места на своей «подопечной» территории не просто воздействует на отдельные конкретные души. Несомненно, есть взаимовлияние душ – Духа Места и индивидуальной души. Вбирая в себя характерные особенности духовного состояния жителей Места, индивидуальностей, Дух Места эволюционирует. Эволюционируют и индивидуальности, взаимодействующие с ним. Влияют на эволюцию Духа Места и яркие события, несущие высокую духовную нагрузку. Эти влияния накладываются на древнюю основу Духа Места. И чем ярче в духовном плане индивидуальности и события, тем сильнее их влияние на потенциал Духа Места. Таким образом, основанием изменчивости Духа Места (потенциала Духа Места) является общение с населением Места во все времена его существования в рамках Места.

Основа же Духа Места – «базовый дух» – остаётся исходной «экологической», то есть, сформировавшийся ещё до появления в данном Месте сравнительно развитого человека. Эволюционируя, Дух Места влияет и на эволюцию Места.

Информационное космическое биополе и психическая энергия «Живой этики». Понятие информационного космического биополя, обсуждаемого в книге А.В.Мартынова «Исповедимый путь»2, даёт возможность подступиться к Духу Места с более привычных Физику позиций, нежели позиции духа, души как субстанций с трудноопределяемыми свойствами и характеристиками.

«Совокупность Фактов позволяет предположить, что жизнь была привнесена из Космоса на Землю не в виде молекул, а в Форме постоянно действующих во Вселенной биологических полей. Функционирование этих полей таково, что живые молекулы формируются везде, где имеются для этого необходимые условия… То, что всё живое окружено вполне материальными энергетическими оболочками, уже не вызывает ни у кого сомнения… Каждый человек в меру своего интеллектуального и, прежде всего, духовного развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня, который во многом определяет его мировую линию жизни или проще сказать – судьбу»3.

И снова из Мартынова: «В организме человека можно выделить центр, являющийся резонансным голографическим приёмником информации высшей мерности. Этим центром является человеческое сердце… Имеется источник синхронизации человеческого сердца, причем расположен он вне тела человека, т.е. человек космичен по своей сути… Биополе как материальная система выступает в роли как бы материалистически понимаемой «души», т.е. важнейшего звена в организации биосистемы4.

Мысль о тесном контакте человека с энергетическим информационным полем именно своего уровня
является одной из основ Учения «Живой Этики», созданного в двадцатые–тридцатые годы двадцатого столетия: «Закон эволюции предусматривает прямой контакт сознания человеческого с космическими… Нужно обратить особое внимание на психическую энергию как на ключ к будущему… Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии»5.

Психическая энергия, по-видимому, может быть интерпретирована энергетическим информационным биополем Вселенной. Во всяком случае, это энергия, преемником и распорядителем которой в человеческом организме является сердце.

Энергетическое информационное биополе поставляет информацию для интуитивного канала мышления,
для канала духа. Будь это психическая энергия или информационно-энергетическое биополе – это материальность, сближение материального и духовного. Действительно получается «материалистически понимаемая душа» по Мартынову. Т.е. душа материальна. Сложность в том, что душа состоит из иной (для нас) материальности. Она «иноматериальна». Она из другого, тонкого мира, её энергетика из других, тонких энергий. Но это и материальность, и энергия, только мы их не в состоянии пока зафиксировать нашими сегодняшними научными методами.

Применительно к определению понятия Духа Места можно высказать ряд соображений. При знакомстве с ним мы идём от древнеримского Гения Места к Космическому Разуму. Этот путь проходит через информационное биополе как действующую структуру Космического Разума, то есть, через одну из наиболее доходчивых для человека нашего дня форм представления информации. В качестве Духа Места могут быть интерпретированы локальные, привязанные к определённым природным и духовным реальностям участки информационного биополя, изменяющие свою структуру в соответствии с взаимовлиянием между Духом Места и носителями высокой духовности в данном месте. Таким образом, можно сказать, что состояние Духа Места будет определено состоянием информационного поля в зоне его влияния. Это означает, и это чрезвычайно важно, наличие постоянной биоэнергетической
полевой связи Духа Места и самого Космоса. Возможно, что проявление деятельности биоэнергетической полевой системы древние люди считали проявлением деятельности местных богов и духов.

Дух места и Человек. Вопрос контакта. Отторжение от Духа Места чаше происходит с пришлым в Место человеком. Пришельцы из далёких мест не всегда могут и не всегда хотят войти в духовный контакт с новым для них местом обитания. Именно в Обнинске эволюция Духа Места может сдерживаться вследствие огромного притока мигрантов. Эти люди в первом перемешенном поколении могут не обрести здесь Малую Родину. И, возможно, только в их детях, рождённых и выросших уже в Обнинске, или выросших здесь с малых лет, ощущение Малой Родины поселится в душе.

Но есть и примеры другой направленности.
• Владимир Сергеевич Нестеров, поселившийся в нашем городе уже в зрелые свои годы, полюбил здешние места – природу, историю, памятники культуры, людей. Он сжился с ними, понял их. Мне кажется, понимал он и Душу Обнинска. Ему и дано было многое. Можно только удивляться достигнутому им в исследованиях археологии Места.
• Евгений Фёдорович Ворожейкин – чужой вроде бы Месту человек, уралец. Во время Войны прошёл Европу. И в то же время – первый краевед и легенда Обнинска.
• Дмитрий Иванович Архангельский 49 лет прожил в Симбирске, художник, краевед. С 1934 по 1941 год работал в школе С.Т. Шацкого (ныне это территория Обнинска). Создал изостудию, гордость школы. Умел в рядовом сельском ребенке распознать талант художника. В его Изостудии это было массовым явлением. И дети отвечали ему глубокой и прочной любовью. Это означало родство Души Художника и Духа Места. Судьба многих студийцев оказалась трагической. Едва окончив школу, они уходили на фронт. Многие погибли уже в 41-43 годах. Пережившие Войну ученики помнили его и были ему благодарны всю свою жизнь, «До самыя до смерти».

Попытаемся построить модель взаимодействия Духа Места и человека. В область жизнедеятельности Духа Места попадает человек. Модель его представим в виде трёхслойного образа (рис. 1)6. Взаимодействие Духа Места с человеком происходит со стороны души, сознания (Космос). На этом этапе оно идёт со стопроцентной проницаемостью. Душа человека открыта для воздействия космического информационного биополя и одного из его элементов – Духа Места. Редкое проявление интуитивного канала информации означает, что между сознанием (сердце) и мышлением, интеллектом (головной мозг) существует сопротивление, подобие потенциального барьера. Преодолеть его можно повышением собственной духовности. Интуитивный канал информации может в этих условиях представлять из себя не что иное, как тип тоннельного перехода через потенциальный барьер. В систему «Человек – Дух Места» не удается вписать именно барьер.


Рис. 1. «Модель» человека

Легче разрешается энергетическое препятствие, тоже барьер своего рода, в виде потенциальной ямы (потенциального колодца). Тоннельный переход здесь имеет характер «мячикового тоннельного перехода»: мячик, даже с силой брошенный в потенциальный колодец, имеет малую вероятность выскочить наверх, если колодец очень глубок. В этот момент потенциальная яма представляет собой почти неодолимую преграду между Духом Места и интеллектом человека, между сознанием и знанием человека. Такой человек вряд ли будет органичен в данном Месте (рис. 2).


Рис. 2. Схема взаимодействия Духа Места и Человека

Чем выше потенциал индивидуальной души (дно потенциальной ямы для конкретного человека), тем легче мячик выпрыгивает обратно, но уже в сторону интеллекта, снабжая его откровениями, уникальными сведениями, просто находками трезвого ума. Чем выше потенциал души, тем более часты такие мячиковые тоннельные переходы и тем выше их качество. На дне потенциальной ямы потенциал отрицателен (Нд < 0). Нд=0 означает раскрытие сознания, уничтожение барьера между сознанием и мышлением, достижение состояния чувствознания, духовидения. Но и это не предел роста. Абсолют здесь не достигается, но развитие идёт постоянно, по восходящей. Возвращаясь к началу данного рассуждения, мы увидим, что глубина потенциальной ямы соответствует нераскрытости сознания,
неразвитости души. Дно потенциальной ямы-барьера – это начальный потенциал человеческой души.

Из схемы с потенциальноямным энергетическим барьером следует вывод: слабое влияние на Дух Места людей со слаборазвитой душой невозможно компенсировать увеличением, даже огромным, массы таких людей. То есть мы получаем даже не слабое их влияние, а отсутствие его. Напротив, влияние даже отдельной личности, индивидуальности (это точнее) огромно.

Тезис о взаимодействии с психической энергией своего уровня можно теперь раскрыть следующим образом каждому отдельному человеку в зависимости от уровня его духовности потенциал Духа Места представляется иным, нежели другим людям в его окружении. Он невелик для людей с невысокой духовностью, но растёт по мере её роста, по мере раскрытия сознания. Приходит постепенное понимание истинной высоты Духа Места. Таким образом, мы имеем состояние «Кажущегося роста Духа Места» и роста «Кажущегося потенциала Духа Места».

Текст В.А. Иванов



1 Андреев Даниил. Роза Мира. М.: Клышников-Комаров и К˚, 1992.
2 Мартынов А. Исповедимый путь. Философские этюды. МГПИ им. Ленина. М.: Прометей, 1990.
3 То же, см. выше.
4 Мартынов А. Исповедимый путь. Философские этюды. МГПИ им. Ленина. М.: Прометей, 1990.
5 Агни Йога. В 3-х томах//Под ред. Г.И. Каган, Ю.Е. Родичева. Самара: 1992.
6 Иванов В. Обнинск. Дух места//Русич. Обнинск: 1993, №5, с. 3.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.