Обнинск. Дух места и эпоха Ноосферы. Часть 2

Дух места. Врастание в Ноосферу. Признание взаимовлияния Духа Места и местных – человека, событий, природы – ведёт нас к принятию модели Ноосферы В.И. Вернадского7. Ноосфера определена им таким образом, что при возрастании духовной деятельности человечества (что равносильно эволюции) Биосфера, всё более и более насыщаемая биогеохимической энергией и результатами её освоения человеком, превращается в Ноосферу. Дух Места любого региона является необходимой частной составляющей Ноосферы. Сама же земная Ноосфера является составной частью Космоса. И Дух Места любого района, региона Земли является частичкой, связывающей духовную жизнь региона с жизнью Космоса.

Вывод отсюда таков: развитие Ноосферы есть самая насущная идея и задача человечества. Работы сегодняшнего дня, развивающие идеи Вернадского, работы школы Н.Н. Моисеева − это самые необходимые труды во имя спасения и нашей Родины, и нашей Земли.

Вернадский пришел к мысли об энергии типа, психической энергии учения Агни Йога, нелёгкой тропой исследования Ноосферы. В труде, над которым он работал ещё в 1944 году, незадолго до смерти, есть у него мысль о новом типе энергии, связанной именно с человеком и имеющей чрезвычайное значение.

«Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создаёт в настоящее время Ноосферу»8.

Если соотнестись с Агни Йогой, то Вернадский, скорее всего, имеет в виду ту самую психическую энергию9, подойдя к пониманию её роли с иных философских и Физических позиций. Чрезвычайно интересно, что и Даниил Андреев фактически приходит к понятию Ноосферы в первой главе своей знаменитой книги. Для развития мира Земли он ставит «ряд задач лишь первой очереди». И делает заключение, что «Их осуществление откроет путь к разрешению задач еще более высоких: к одухотворению природы». А ведь «одухотворение природы», наверное, можно считать одним из определений Ноосферы. Даже самым кратким и самым общим из её определений. Речь у Андреева идёт о всемирном народоустройстве, суть которого им же и определена: «труд во имя одухотворения человека, одухотворения человечества, одухотворения природы».

И ещё более определённо: «без одухотворения человека, а затем человечества, невозможно одухотворение природы»10.

Таким образом, в ряду всевозможных духовных влияний человечества имеет смысл рассматривать и влияние Духа Места. Чем выше потенциал Духа Места, тем эффективнее участвует он в преображении Биосферы в Ноосферу. В то же время (повторюсь) Дух Места является уже космической составляющей.

По Вернадскому, «наша планета и космос представляются ныне как единая система, в которой жизнь, живое вещество связывает в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами космического происхождения»11.

Не навреди! Вернадский, первооткрыватель Ноосферы, определяет истоки сегодняшней деградации Биосферы. «До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей среде, как нечто ей чуждое. Социальные силы, в ней проявляющиеся, считаются в значительной степени свободными от среды, в которой идет история человечества12.

Такая ситуация характерна именно для эпохи Биосферы. Происходящих в ней духовных перемен люди в
массе своей не замечают. Или не считают их важными, требующими нового уровня отношений к среде обитания. Животное из прайда не отвечает за экологию. За человеком уже вышедшим из прайда, тянется тем не менее шлейф инстинктов, прочно удерживаемых в подсознании. Соответственно, человек по-прежнему полностью «записан» за Биосферой, как и на протяжении всей своей эволюции. И пока он (по его мнению) живёт именно в Биосфере, пока за его поведение отвечает подсознание, а сознание молчит, человек за состояние среды своего обитания не считает нужным отвечать.

В городских зеленых массивах, парках и сквериках для человека сегодняшнего прокладывают дорожки, исходя из соображений как эстетики, так и удобства. А человек, как правило, всё равно выбирает себе другие пути. Инстинкт, выработанный в прайде и прекрасно сохранившийся, неслышно, но твердо нудит: «Ходи прямо». Известно ему, как пройти короче и быстрее. Соображения эстетики, сохранения зелени в городе (чем далее, тем более необходимые) на него не действуют. Слишком велика сила подсознания с его обилием древнейших инстинктов. Это пример из простейших. Но принцип тот же и в переброске рек, и в проблеме Байкала. Человек «газоноходяший» не
задумается о дальнейшей экологической деградации Биосферы при реализации проектов типа Байкальского ЦБК на берегу озера, Волжского региона с десятком водохранилищ, огромного региона «переброшенных рек».

Вернадский уже в первые годы XX века начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую Природу растёт столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы13. Отсюда один из критериев перехода Биосферы в Ноосферу: влияние человека на Биосферу становится сравнимо по масштабам воздействия с геологическими масштабами.

Человек стал настолько, нельзя сказать велик, это было бы неоправданной лестью, он стал мощен в своих деяниях. И как вывод из реальности – он стал ответственен за свои поступки. Уже сегодня! Это означает, что эпоха Ноосферы уже началась. В последние десятилетия XX века по Земле прокатывается мощная серия экологических кризисов. Один за другим, с намечаемыми признаками экологических катастроф. Биосфера взбунтовалась. Она торопит, зовёт, требует, чтобы человек понял своё бесчеловечное отношение к Природе. Призывает его задуматься. Но человек ещё не спешит. Хотя «гром уже грянул».

Экологические кризисы по суммарным масштабам всей серии, наверное, достигают уже уровня экокатастрофы. Но беда редко приходит одна. Возможно и взаимодействие, взаимовлияние, интегрирование воздействия самых разноплановых экологических кризисов с резким увеличением суммарного масштаба явления. Исключить интегрирующее взаимодействие отдельных кризисов сегодня мы не вправе.

Ещё один очень важный штрих методологического плана обсуждает Н. Макаревич. «Коварство неконтролируемого, по существу, антиэкономического, эгоистического развития науки и техники состоит в том, что негативные явления накапливаются медленно, незаметно, а сама экологическая катастрофа может произойти быстро… Более того, можно добавить, что та временная точка, после которой уже невозможно будет что-либо исправить, может намного опередить момент самой катастрофы»14.

Степень экологической устойчивости станет и контролирующим фактором, и показателем нормального (или ненормального) развития Биосферы. Только следует обращать на это внимание. Останавливать, предотвращать экологическую разбалансировку необходимо уже сегодня. Точнее, необходимо было уже вчера.

Причиной опасного экологического состояния В. Сидоров считает кризис в духовной сфере. «Перед нами разверзлась бездна, вырытая глобальными и, пожалуй, одинаково гибельными для нас кризисами: социальным, экономическим, экологическим. Но, как мы сегодня понимаем, все эти кризисы – лишь следствия одного и того же процесса, а именно, – кризиса духовно-нравственного, охватившего всё человечество»15.

Вернадский рассматривает два этапа развития Ноосферы – сегодняшний, текущий (начавшийся для него не позже начала 20-х годов XX века), и отдалённый, когда положительная роль человека в развитии Ноосферы станет определяющей – этап её направляемого развития. Школа Н.Н. Моисеева разрабатывает вопросы развития второго этапа Ноосферы.

От первого до второго этапа эпохи Ноосферы пройдёт длительное время. Оно будет вынужденно затрачено на длительную и трудную духовную перестройку человека, на поиск и смену общих закономерностей (или правил) поведения цивилизации и её представителей. И будем готовы к тому, что за это переходное время многое будет потеряно в качественном состоянии биосферы. Нормальное же, устойчивое экологическое равновесие при нынешнем уровне развития Ноосферы возможно только при ноосферно-грамотном поведении человека на данном этапе («Не навреди!»). А духовный и интеллектуально-нравственный потенциалы, способные направлять развитие Ноосферы, сформируются и разовьются (при грамотном поведении человечества) со временем. И тогда можно будет сказать, что Человечество будет жить в эпоху зрелой Ноосферы. Оно должно оказаться достойным жить в эпоху зрелой Ноосферы.

Судьями и палачами в этом процессе будут: экологическое равновесие, экологические кризисы и экологические катастрофы.

Моисеев чётко указывает на одно из основных противоречий нашего времени. Функционирование человечества, сложившегося к концу XX века, «происходит на фоне надвигающегося экологического кризиса и при господстве сознания, ориентированного на условия прошлых веков»16.

Для перехода к экологически «чистому» обществу требуются иные, чем сегодня формы и условия жизни. Иные законы, определяющие поведение человека и общества. Можно рассматривать как одно из переходных состояний некое «интеллигентное общество», в котором уже будут проявлены некоторые начала ноосферного. Под интеллигентным поведением по отношению к Природе станем понимать ситуацию, когда человек, не зная ещё в точности принципов грамотного ноосферного поведения, осуществляет добровольные ограничения тех инстинктов «из прайда» (управляющих его поведением десятки тысяч лет), реализация которых стала сегодня непозволительной роскошью по отношению к Природе. Инстинктов, вызывающих уже сегодня при их реализации экологические неравновесия как большого, так и малого масштаба.

Русский Космизм продолжается. Приятно для калужан заявление Моисеева философского порядка: «В идейном плане учение о ноосфере – это наследие русского космизма, в котором возрождаются гуманистические взгляды, лежавшие в основе европейской цивилизации, в её самых глубинных истоках»17.

Что человек космичен, было донесено до современного человечества заново в конце XIX века. Огромная роль принадлежит в этом нашему земляку Н.Ф. Фёдорову, жившему некогда в Боровске. В первой трети XX века на Калужской земле жили ещё двое учёных из славной плеяды русских космистов (так называли это учение в философии) – ученик Фёдорова К.Э.Циолковский и его ученик А.Л.Чижевский. Три эти фамилии регулярно идут в литературе в одной обойме русских космистов вместе В.И.Вернадским. А у него точки соприкосновения с нашим земляком В.П. Обнинским. Оба участвовали в создании партии конституционных демократов и были членами её Центрального
Комитета.

Отметим ещё, что «Русский мыслитель Николай Фёдорович Фёдоров, создавший теорию воскрешения человека, выдвинул понятие «Отечествоведение», куда входит всё – культура, быт, нравы, природа…»18.

В 20-е годы XX века учение E.И. и Н.К. Рерихов Агни Йога (или Живая Этика) снова и с неожиданной стороны принесло в Россию мысль о космичности человека. Очень доходчиво Учение было изложено в трёхтомнике А. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи»19. Учение оказалось притягательным и нашло в России сторонников. Для россиянина оно было приятно ещё и глубочайшим почтением к Иисусу Христу. Но сама мысль о космичности человека была не нова, она пришла на Землю с первыми мировыми религиями, в их эзотерической части.

Последняя треть XX века прошла под знаком Ноосферы, открытия Вернадского. Учение о Ноосфере – учение космическое. Оно представляет Землю в целом как частицу Космоса, единую с ним, принадлежащую ему. Биосфера граничит с открытым Космосом, проникает в его пределы, а процессы, в Биосфере происходящие, во многом зависят от космического воздействия. Есть и взаимное влияние Биосферы Земли на жизнь Космоса. В особенности, когда она вступает в ранг Ноосферы.

В каком отношении к Земле, к человечеству находится Космос? Необходимо признать в этом плане его решающую роль. Космос, фактически, играет по отношению к нам роль Верховного Существа, Бога, как бы мы это состояние ни называли. Для меня примерно с 1961 года это Великий Космос или, что идентично, Разумный Космос. Хотя сколько-нибудь полно в те годы я эту ситуацию не осознавал. Осознание стало приходить позже и проявляется до сих пор. Но вот с проявления таких ситуаций начинаешь осознавать космичность человека, как и необходимость осознания человеком своей космической позиции. Это даёт основание влиться в ряды последователей наших земляков Фёдорова, Циолковского, Чижевского. И, конечно, Вернадского. К слову, ежегодная Калужская областная научная конференция учащихся уже несколько лет идёт под знаменем А.Л. Чижевского.

Великая идея Ноосферы, поднятая и одухотворённая Вернадским, сегодня, на сходе тысячелетий, материализуется и находит всё больше сторонников. Всё больше сердец раскрывается навстречу Идее, одушевляет её. Возможно, даже не подозревая того, мы живём смутными надеждами, неопределённым ожиданием, что XXI век принесёт Человечеству Земли новую, чистую, светлую эпоху. Мы слышим эту мысль регулярно. Сегодня, подготовленные возрождением православия в России, разнообразными учениями, предсказаниями, несмотря на прошедшее столетие безверия и потерю надежды на сегодняшний день, мы ждём прихода Светлой Эпохи. Но её безнадежно просто ждать. Нужно её готовить.

Путь к эпохе зрелой Ноосферы длителен. Моисеев подчёркивает, что это время приходит, когда человек уже направляет развитие Ноосферы. Но для этого человек должен полностью изменить свои отношения с Природой. Не пересмотреть, а изменить. Изменена должна быть сама парадигма взаимоотношений. В основе такой системы определяющих законов (или правил) должно стоять духовное начало, а не материально-потребительское, как это имеет место сегодня. Значит, и самого человека следует кардинально переориентировать. Основу его поведения, самой жизни, должна определять область Духа. Известно, что такая «перестройка» для человека трудна и длительна. Ведь у человечества много тысячелетний опыт преобладающего господства материальных ценностей, стимулов над духовными. А Иисус Христос ещё две тысячи лет назад поставил перед человеком эту задачу.

Вопрос заключается в изменении духовной и психологической ориентации человека. Но за время, которое потребуется на такое его преображение, перерождение, Биосфера может успеть деградировать в значительной степени. Возможность такого, инволюционного развития событий приходится иметь в виду. Способна ли деградировавшая Биосфера (важны как степень её деградация, так и степень сохранения её качества) перерасти в зрелую Ноосферу и на каких условиях, мы сегодня не знаем. Не знаем и того, как это отразится на качественном состоянии Ноосферы. И можно ли вообще говорить об ущербной, деградировавшей Ноосфере. Вероятнее всего, нельзя.

Произошла смена столетий. В такие времена люди, бывало, задумывались о грядущем: каким будет новый век, какими следует быть им самим. В сегодняшней прессе появляются предположения, желания, мечты, в основном, материального плана: размышления о совершенствовании техники и науки, арифметические прогрессии развития мира и человечества… Даже в действиях современного руководства России видно непонимание задач духовного плана. Это ясно, в частности, из ликвидации независимых общегосударственных экологических организаций, имевших статус министерств: Госкомэкологии, Федеральной службы лесного хозяйства и Государственного Земельного комитета20. Возможность же сохранения и улучшения экологического состояния в России, как и в целом на планете, определяет саму возможность или невозможность его дальнейшего эволюционного развития. Должна быть решена проблема духовная, потом уже материальная. И это уже сегодня абсолютно необходимо понимать.

Ноосфера и краеведение. Данную работу я готовил и продолжаю над ней работать, думая в первую очередь о краеведении и о краеведах. Можно ведь считать, что в каждом из нас живёт и действует краевед, если человек этот хранит Родину в сердце. Если самая малая её часть, Малая Родина и Космос, для него одинаково важны и составляют Единое, как Космос и Микрокосмос.

В Обнинске разрабатывают идею наукограда. И отбрасывают историческое прошлое. Оно оказывается ненужной деталью, досадной мелочью. Ни о каких памятниках истории и культуры, об исторической памяти – речи нет. Но ведь вместе с историческими корнями обрезаются истоки духовного состояния. У города, у наукограда отнимают Душу, Дух. И чем через сколько-то лет станет наукоград, лишённый таким образом национальной, духовной сущности? Бездушным, безликим молотом? Возможно и это. Обнинск, да и любой другой наукоград, вне связи с историческим прошлым – это монстр.

Пытаюсь нарисовать знак, объединяющий людей, заинтересованных проблемами Ноосферы. Не значок. Значок может быть простой картинкой, ясной с первого взгляда непосвящённому. Знак не обязательно должен быть таковым. Если он не значок, а Знак, то он отражает высшее стремление данного сообщества единомышленников. В нём есть скрытый философский смысл, некоторая эзотеричность.

Краеведы, думаю, давно убедились, что даже самыми лучшими, но чисто конкретными делами, практически невозможно противостоять деяниям разрушителей. Разрушители практически всегда ударяют первыми, и направление их удара не всегда и не сразу может быть разгадано. Это означает, что необходимо переходить к более высокому уровню работы в духовном плане. Такую возможность может дать работа краеведов в системе Ноосферы, то есть, ноосферное краеведение. В рамках ноосферного краеведения возможны и необходимы обобщение и синтез знания по затронутой проблеме.

Для работ регионального (местного) масштаба необходимо объединение усилий и работ по трём направлениям, имеющим к проблеме Ноосферы прямое отношение.

• Первое – экология, т.е., изучение фундамента проблемы, изучение Биосферы.
• Второе – туризм, дающий знание Родины в географическом плане.
• Третье – историческое краеведение, дающее знание Родины в историческом плане.

Сочетание трёх указанных направлений, жизненных направлений в одном человеке очень и очень возможно. Краевед обычно хорошо знает окрестности родного места. Туризм выходного дня, безусловно, входит в круг его интересов, помогает краеведческим исследованиям. А в таком качестве просто невозможно не любить родную природу. Именно эта любовь прививает интерес и к походам, и к краеведению. И краеведу становится очень близка экология места. Данные такой направленности у него накапливаются даже непроизвольно. Мы получаем в нашем случае одно из воплощений известного принципа триады. Это триада Ноосферы малой. То есть, той, изучением которой в состоянии заниматься любитель, непрофессионал. Региональная триада даёт ему такую возможность. Но только потому, что уже существует Ноосфера большая, созданная на основе знания всего Земного шара с его Биосферой и космическими связями.

Краеведческий знак – триада – может быть выражен следующим образом (рис. 3).

Один из элементов Знака – внешнее кольцо, символ непрерывности, вечности. То есть, краеведение работает на вечное и непрерывное сохранение культуры, сохраняя её памятники. В составе Знака три взаимно переплетённых кольца. Переплетение колец означает неразрывность трёх ипостасей, необходимое единство в системе триады.

Красное кольцо означает цвет крови, цвет сердца, мир человеческий. Сердце и кровь – вместилище души и одновременно центр связи с Космосом. Таким образом, на выполнение задачи, символизированной зелёным кольцом, необходимо положить сердце и душу.

Голубое кольцо – цвет неба, Космос, Дух, мир Божественный. Дух – это воитель наш в стремлении к цели, осознанное стремление к миру Космоса, космического Разума, к Миру Божественному. Поэтому голубое кольцо – в вершине триады.

Знак триады как символ универсален и позволяет разнообразную трактовку. Совмещение краеведа-туриста-эколога в одном человеке или в одной группе составляет малую ноосферную триаду. Все три составляющие: краеведение, экология, туризм взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Внешнее кольцо означает Ноосферу. Его значение, в частности, в том, что избранные три ипостаси уже в состоянии обозначить задачу, интерес к ней. И они едины. То есть, обозначают проблему. Внешний, ноосферный круг символизирует также космичность системы, является обобщением трёх составляющих (рис. 4).

И даже щит, использованный в Знаке краеведческого общества, имеет и здесь огромное значение. Он свидетельствует о необходимости охраны Бионоосферы от человека же, то есть от самих себя. Покалеченная Биосфера вряд ли сможет развиться в нормальную зрелую Ноосферу, несущую Человечеству Золотой Век.

На примере обнинского краеведческого общества (ОКО или ОКрО) мы видим, что к познанию Ноосферы
можно идти и на основе реальностей малого масштаба. Конечно, только тогда, когда главная масштабная работа по установлению реального существования самой Ноосферы уже выполнена (или выполняется) ведущими учёными (Вернадский, Моисеев и их школы). Реальности же масштаба малой Родины позволяют приблизить идею Ноосферы к рядовому представителю заинтересованного человечества. И мы отмечаем, что на уровне местного круга и масштаба знания человек откликается с интересом на такую сложную и высокую тему.


Рис. 3. Краеведческий знак


Рис. 4. Ноосферный знак

«Знак Ноосферы» в этой связи есть просто, понятная схема, позволяющая представить микромодель, абстракцию Ноосферы для продолжения работы в направлении её дальнейшего познавания.

Таким образом, есть «Ноосфера большая», или просто Ноосфера, и «Ноосфера малая». Или тоже просто Ноосфера. Знак – для «малой».

Идея – это объединение людей, одинаково мыслящих в направлении, сохраняющем традиционный российский менталитет. Сохранение историчности бытия русского народа, сохранение исторической преемственности. То есть речь идёт о реальностях, интенсивно разрушаемых в течение около сотни лет. Великие потрясения начала и конца XX века, которые разрывали, уничтожали нацию, продолжают играть ту же роль и сегодня. П.А. Столыпину это было ясно и сто лет назад.

Идея объединения в общество подспудно заложена в деятельности почти каждого краеведа России. Явно это выражается образованием спонтанно возникающих, часто недолго живущих локальных краеведческих групп, клубов, обществ.

«Белкинская инициативная группа», организовавшаяся в 80-х годах прошлого века с целью сохранения и восстановления усадьбы Белкино, памятника республиканского значения, расположенного фактически в черте г. Обнинска, стала прообразом такого общества с сильно выраженным уклоном к практической деятельности. Без постоянного членства, но с постоянным очень работоспособным ядром и очень сильными руководителями. В любом формально оформленном краеведческом обществе может существовать или даже должна существовать сходная действующая группа (или структура) со своим направлением и своими задачами, иначе общество останется застывшим. Впоследствии эта группа стала ядром для образования Обнинского краеведческого объединения «Репинка», которое ведёт краеведческую работу в Обнинске в настоящее время.

Возможна и дискуссия, нужны ли отряды, группы типа «Белкинской инициативной группы», то есть, группы практического действия. Ясно, что сохраняются и будут работать и краеведы-индивидуалы, в общество не вошедшие. Судя по «Белкинской инициативной группе», в массе такого отряда возможен и некий процент краеведов обычного типа, то есть, «краеведов-теоретиков».

Краеведы-археологи уже с последних пяти-семи лет работы В.С. Нестерова составляли отряд археологов. Труженики его – и теоретики, и практики, но больше в нём было практиков. Это, к примеру, школьники, которых, мы ожидаем, со временем будут вливаться в когорту «краеведов-теоретиков». То есть, помимо практики, станут овладевать и теорией. Сегодня это уже начинает происходить, что видно на примере деятельности обнинского археологического клуба АРКОС.

***
Эпоха Ноосферы уже вторглась в земную жизнь, доказывая полную реальность философии космизма
только не с земной, а с космической стороны. Вторглась, как комета, которую сегодня мы ещё не умеем остановить. Моисеев назвал учение о Ноосфере «наследником русского космизма». В одной обойме космистов регулярно идут имена Николая Фёдоровича Фёдорова, Константина Эдуардовича Циолковского, Александра Леонидовича Чижевского, Владимира Ивановича Вернадского. Первые трое – наши земляки. И обнинцы, как и все калужане, по достоинству гордятся этим.

Текст В.А. Иванов



7 Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера/Отв. ред. Б.С. Соколов, А.А. Ярославский. М.: Наука, 1989.
8 То же, см. выше.
9 Агни Йога. В 3-х томах//Под ред. Г.И.Каган, Ю.Е.Родичева. Самара: 1992.
10 Андреев Даниил. Роза Мира. М.: Клышников-Комаров и К˚, 1992.
11 Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера/Отв. ред. Б.С.Соколов, А.А.Ярославский. М.: Наука, 1989.
12 То же. См. выше.
13 Моисеев Н.Н. Человек и Ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990.
14 Макаревич Н. У критической грани//Волга, 1990, №4, с. 159.
15 Сидоров В. Провозвестие 20 века//Москва. 1990, №6, с. 3.
16 Моисеев Н. Экологический социализм. М.: Реалисты, 1998.
17 Моисеев Н.Н. Русский космизм и восстановление гуманистических традиций в науке и обществе//Общее дело. Сб. докладов Фёдоровских чтений. Боровск, 1998, 14-15 мая. М.: 1990, с. 7.
18 Адрианов Ю. Над вечным покоем//Волга, 1990, №9, с. 157.
19 Клизовский А. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3-х томах. Рига: Виеда, 1991.
20 Семяшкина В. Зачем нужен референдум о природе//Обнинск, 2000, 2 сент.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.