Учебно-методический комплекс «История на ладошке»

На сегодняшний день существует достаточно много работ, посвященных проблематике современных активных методов обучения и интерактивных занятий с школьниками. Многие из тезисов современной теории обучения находят свое отражение в практической работе отечественных учителей историков. Так, например Уколова О.С. подчеркивает важность практической работы на уроках истории, она отмечает, что такая работа «…содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения»1.

При этом большинство педагогов-историков опираются в своей практической работе с учащимися на «краеугольный камень» исторической дисциплины – текст. Текстовые материалы погружают учащегося в атмосферу прошлых эпох, раскрывают суть повседневного быта наших предков, их ратных, политических подвигов, свершений, путешествий и открытий… при соблюдении одного немаловажного условия: достоверной и квалифицированной интерпретации педагогом текста.

Медушевская О.М., размышляя о сути исторической методологии сегодня, писала, что: «… вряд ли в современных условиях дифференциации и интеграции научного знания можно говорить об историческом методе в его традиционном смысле. Функционируя в условиях междисциплинарного взаимодействия, историческая наука интегрирует исследование человеческого опыта во всем его целостном многообразии. Однако, помимо общих для гуманитарного знания методологических проблем (понимаемых прежде всего как проблемы интерпретации знаковых языков культуры), историческая наука имеет и свои особенности целей и познавательных средств. Это ярко проявилось в методологических дискуссиях, возникших при изучении такого своеобразного феномена, как произведения самих историков, так называемого исторического нарратива. Согласно рассуждениям исследователей исторического нарратива, такой способ репрезентации знания о прошлом не адекватен этому прошлому, так как к историческому нарративу исследователи подходят с позиций лингвистически-литературоведческого анализа текста, в первую очередь художественного. Исторический нарратив действительно не адекватен прошедшей реальности. И, таким образом, вопрос о специфике научного знания о прошедшем приобретает особую остроту. Возможно ли изучать то, что, по определению, не наблюдаемо? Возможно ли изучать реальность прошедшего научными методами?»2.

И тем более тяжело и ответственно передавать знания об истории прошлого – поколению 21 века,
избалованному трехмерными реконструкциями и ролевыми играми.

Тем не менее, даже компьютерные модели не заменят учащимся реальное, физическое взаимодействие, прямой контакт со свидетелями и свидетельствами былых событий, прошлых эпох. Однако, поход в музей и бесцельное брожение среди артефактов – удовлетворяют да и то, частично лишь одну модальность познания – визуальную, в лучшем случае, в наиболее продвинутых технически современных музейных инсталляциях – визуальную и аудиальную модальности восприятия информации. Колоссальный потенциал и возможность проявить себя в знании истории дает детям изучение наглядного исторического материала. Начиная от самостоятельной работы по изучению периодов в истории, так и проведение анализа исторических событий в рамках федеральных детских конкурсов, как самостоятельные проекты учеников, углубленные в одной теме.

Мы хотим обратить Ваше внимание на интересную разработку межрегиональной общественной организации ОЛИМП. Группа краеведов и поисковиков из ОЛИМПа реализует проект «История на ладошке». Данный проект представляет собой набор реальных исторических предметов, рассортированных по эпохам существования Российского государства, использовавшихся в быту, в экономическом обиходе, в ратном деле, в труде. Все предметы доступны не только для визуального осмотра, но и напрямую предназначены для того, чтобы учащиеся могли подержать, ощутить вес настоящего русского пятака, увидеть и повертеть в руках православный нательный крест обычного крестьянина, примерить на палец старинный перстень или деревенское обручальное кольцо, прикоснуться к наконечнику стрелы, приложить к своей современной одежде пуговицу с мундира русского солдата, которой более ста лет!

Что нового привносит проект в процесс обучения школьников истории? Прежде всего – реалистическую интерактивность. Несмотря на то, что ведущей модальностью у большинства учащихся является (в связи с особенностями организации учебного процесса) визуальная, тем не менее, кинестетические ощущения способствуют закреплению материала и последующему более устойчивому хранению в долговременной памяти.

Преимущество проекта «История на ладошке» еще и в том, что он включает в себя не только привычный и однообразный монетный материал с привязкой по правящим монархам России, но и разнообразный ряд утилитарных предметов.

Так, представляя себе подковы, дети не знают, порой, что подковы бывают правыми и левыми. С трудом представляют они разницу между «бубенчиком» и «колокольчиком». Наконечник стрелы, в представлении большинства учеников – это что-то однообразное, сходное с уменьшенным наконечником копья. А ведь были стрелы на птицу и зверя, «бронебойные» стрелы, рассчитанные на пробитие доспеха, зажигательные и «свистящие» – оказывающие психологическое давление на противника. Навесной замок в представлении большинства из нас – что-то массивное, амбарное, а ведь были и такие, к которым подходил не Ключ, но ключик! А кто из современных школьников имеет представление о таком предмете как «кресало»?! Эдакой хитрой, мудреной металлической загогулине, прабабушке современных зажигалок. Таким образом, создается интериоризированный образ прошлого, пережитый учеником в ходе занятия. Формируется материальное воплощение исторических событий, ассоциация конкретных исторических событий с конкретными предметами.

В реализуемом итоге, данный проект обогащает представление школьников о быте, ратном деле, труде наших далеких предков, их вере и мировоззрении. В планах у авторов – разработка методических рекомендаций по проведению уроков истории с применением набора материалов по истории России «История на ладошке».

Началом реализации программы «История на ладошке»3 можно считать работы в этом направлении, проводящиеся в г. Обнинске. Обнинское отделение МОО ОЛИМП провело в Музее истории г. Обнинска и с его помощью две выставки: «Православные крестики за тысячу лет»4 и «Русские монеты XIV – XX веков». Последняя выставка прошла в рамках большой выставки «400 лет Дому Романовых», организованной Музеем истории г. Обнинска и Калужским отделением международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество»5, 6. Выставки вызвали большой интерес, их посетили многие взрослые жители города и, главное, школьники. Начинается конкретная работа по программе в школе №1 им..Т.Шацкого в г. Обнинске совместно с учителем истории и краеведения Л.В. Дрожжой7.


Рис. 1. Монеты, денежные знаки и семилопастное височное кольцо (Фото Д.Е. Миронова)


Рис. 2. Монеты, крестики и височные кольца (Фото Д.Е. Миронова)

Текст В.В. Павловский
канд. психологических наук, доцент ШИКС ДВФУ 8, МОО «ОЛИМП», Владивосток


1 Уколова О.С. Активные формы обучения на уроках истории // ИСТОРИЯ. Учебно-методический журнал для учителей истории и обществознания. №1. 2013. Изд. дом «1 сентября».
2 И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, М. Ф. Румянцева, О.М. Медушевская. Источниковедение. М.: Изд-во РГГУ, 2004.
3 Этот абзац написан Тарасовым В.А., ОКрО «Репинка», г. Обнинск
4 Степанов Алексей. Такой обычный крестик/Час Пик-регион от 05 апреля 2013 г.
5 Васильева З. Выставка к юбилею/Обнинск, №114-115 от 14 сентября 2013 г.
6 www.admobninsk.ru/news/news_2779.html
7 Дрожжа Л.В. Краеведение как условие развития личности школьника/Приобнинский край. Город и окрестности. История и современность. Труды Обнинского краеведческого объединения «Репинка». Вып. 1, Ч (Т). I, Обнинск, «Росинтал», 2012, 2014.
8 ШИКС ДВФУ – Школа Искусства, Культуры и Спорта, Дальневосточного Федерального университета

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.