История одной находки

Эта заметка посвящена интересной находке, сделанной несколько лет назад. Дело было в археологической экспедиции на памятнике Кривское 3 возле г. Обнинска. Жизнь на поселении прекратилась в 13 в., что как-то связано с монгольским нашествием, хотя сами они в эти места не проникали. В послевоенное время на этом месте был летний коровник местного совхоза. Местные так и называли это урочище – коровник. Сегодня здесь любимое место отдыха горожан. Неудивительно, что дерн и подлежащий слой грунта – это скопление всевозможного бытового и металлического мусора: проволока, стружка, пробки, стекло. Для начала раскопок все это надо было удалить и сделать первую зачистку поддернового слоя. При проверке металлоискателем снятого на первичной зачистке грунта и была обнаружена весьма необычная накладка (Рис. 1).

Бронзовая, поверхность позолочена, углубления, создающие рисунок, заполнены остатками рубиново-красной прозрачной эмали. Размер 35×35 мм. Накладка слегка выпуклая. С оборота три штырька для крепления. Диаметр их 2 мм, высотой 4-5 мм. Подобного рода накладки простых форм – частая находка у поисковиков. Как правило, такие предметы относят к украшениям сбруи, пренебрежительно называя «конина». Эта находка, несмотря на внешнее сходство, была явно не от сбруи. В 10–13 вв. были широко распространены фигурные накладки на пояса, но они, как правило, меньше размером, имеют совсем другую форму. В той экспедиции возникло много гипотез, предположений об этой накладке. Необычен был сам сюжет, техника исполнения рисунка, не ясно назначение накладки. Сразу на ум пришли картинки гобелена из Байо, который был создан в конце XI века. На нем изображены этапы подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Примечательны сцены, где норманны и англосаксы сражаются топорами (Рис. 2).


Рис. 1. Бронзовая накладка. Фото автора


Рис. 2. Гобелен из Байо

Накладка побывала в институте археологии, описана в отчете, легла к настоящему времени в музейные фонды Музея истории г. Обнинска. И хотя все, кто ее видел, отмечали ее необычность, никто из специалистов так и не удосужился сделать публикацию на эту тему. У меня, по мере изучения средневековой истории вооружения воинов, украшений и предметов быта, постепенно сложилась своя точка зрения, которую я и описываю в этой заметке.

Начнем с техники исполнения. Накладка имеет ярко выраженный изгиб, поэтому возникала идея, что это накладка на некий защитный головной убор, например, шлем. Однако мое мнение, что изгиб накладки не связан с ее назначением. Изделие выполнено в технике выемчатой эмали. Рисунок вначале был прорезан в металле, а затем мастер заполнил углубления красной рубиновой эмалью. Мне приходилось работать с горячими ювелирными эмалями, и я могу предположить, что такой изгиб явился следствием технологии изготовления.

Металл и эмаль имеют разные тепловые коэффициенты расширения, поэтому слой эмали при остывании неизбежно выгибает изделие подобным образом. Для предотвращения изгиба в таких случаях эмальеры наносят дополнительный слой черновой эмали на оборотную сторону, чтобы компенсировать изгиб. Здесь такого вспомогательного слоя нет, поэтому изгиб в данном случае технологический. Изгиб накладки поэтому, может быть, и не связан с ее назначением.

Теперь об эмали. Образцы красной прозрачной эмали известны уже у кельтов. В ХII веке знаменитым европейским центром эмалей стал город Лимож во Франции. Он прославился в средневековой Европе своими эмалями на меди. Изделия лиможских мастеров разошлись от Исландии до Палестины. В XII–XIV веках весь христианский мир знал Opus Lemovicense («лиможскую работу»), как тогда называли лиможские эмали.

Теперь о характере сюжета на накладке. У франков и скандинавов с 5 века существует сказание о Сигурде (Зигфриде), Брунгильде и драконе Фафнире. Красивая легенда о битве со злом, любви, долге, предательстве.
Удалось найти почти аналогичную картинку в Интернете.

Рис. 3. Битва Зигфрида с Фафниром. Порта церкви 12 в. в Урнесе (Норвегия)

Сомнений о европейском происхождении накладки не возникает. Воин в коническом шлеме, с пятиугольным щитом и топором. Рисунок динамичен и полон драматизма. Хотя мелкие части рисунка, особенно лицо воина, проработаны слабо, ряд деталей позволяет сделать вывод по датировке накладки. Известный европейский коллекционер и специалист по оружию Эварт Окшот в своей книге «Археология оружия» пишет, что в Европе топор еще в ХI веке считался недостойным оружием. Его не брезговали использовать только саксы и скандинавы. Но уже с XII в. он стал вполне респектабельным оружием рыцаря. Также Окшот пишет, что в XII в. топоры стали достаточно легкими и появились варианты их использования одной рукой, в отличие от старых датских двуручных образцов на длинном древке. Внешний вид рыцаря вполне соответствует X-XII в. Виден кольчужный доспех, конический шлем, пятиугольный щит. Такой тип щита получает распространение именно к концу XII века. Так что, судя по виду рыцаря, накладка была изготовлена в конце XII – начале XIII в. Учитывая, что в первой половине XIII в. монгольское нашествие приводит к запустению поселения, где была сделана находка, накладка оказывается утерянной на 800 лет.

Похожие по стилю фигуры оказались на рельефных фасадах сооруженного в XII веке собора Святого Петра в городе Ангулеме, соседствующем с Лиможем. На Рис. 4 – сцена страшного суда с фасада собора.


Рис. 4. Сцена страшного суда с фасада собора Святого Петра в городе Ангулеме

Привлекают внимание фигуры над аркой по центру. Здесь, правда, не рыцари, а архангелы. Но очень похожи пропорции, динамика движения.

А это уже другие рельефы с изображением воинов в доспехах XII в. Вполне схоже с воином на накладке (Рис. 5).

Рис. 5. Барельефы с изображением воинов в доспехах

Другой центр производства эмалевых изделий – монастырь Конк в Аквитании, южнее Лиможа, известный своими эмалями с изображением фантастических зверей, грифонов. В Интернете удалось найти прорисовку изделия с грифоном, изготовленным в аббатстве Конк (Рис. 6). Считается что это грифон.

Очень похоже на зверя с накладки. Правда, зверь без крыльев, которые являются обязательными как у грифона, так и у дракона. С каким же зверем сражается воин? Скорее, это что-то кошачье, но морда похожа на птичью. В средневековой Руси также популярен сюжет с неким «диким зверем», которого также нельзя точно определить. Скорее всего, это мифические геральдические звери. В европейских бестиариях можно найти описание подобных существ, таких, например, как камелопард. В средневековой геральдике – это чудесный зверь, помесь леопарда(или пантеры) с жирафом. У него голова жирафа с двумя загнутыми назад рогами и туловище леопарда. Камелопард славился необыкновенной силой и свирепостью. Победить его может только достойный. Зверь на накладке вполне попадает под это описание. Таким образом, на пластинке получается некий сюжет, восходящий к мифам франков о Зигфриде и
драконе. Возможно, к XII веку дракон в Европе стал чем-то очень архаичным и оказался заменен более «современным» животным.

Наличие и размер штырьков говорит о том, что эта накладка крепилась на достаточно толстую основу – кожу или дерево. Поиск в Интернете по этой теме, опять-таки приводит к популярной продукции мастеров из города Лимож – реликвариям (Рис. 7, 8). Это шкатулки для хранения разного рода святых мощей. Изготавливались они в технике выемчатой эмали, часто с библейскими сюжетами.


Рис. 6. Изделие с грифоном. Аббатство Конк

Рис. 7. РеликварийРис. 8. Реликварий

Можно предположить, что пластинка украшала какой-то реликварий с развернутым сюжетом о Зигфриде – Сигурде, как на резных дверях из Скандинавии. Становится ясно и ее назначение: она укреплялась на верхнюю часть фронтона реликвария. Реликварий мог быть изготовлен для заказчика из Дании или Швеции. Оттуда каким-то образом накладка попала в Подмосковье. Сложно сказать, как использовали ее новые русские владельцы. Была ли она частью какого-то украшения или в «безмонетный» период служила меновым средством? Пока ответа на эти вопросы нет.

Вот такая в моем представлении оказалась история этой интересной находки, проделавшей длинный путь из Франции и оказавшейся в далекой Руси.

Текст А.В. Степанов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.