Приобнинский край. Обоснование понятия. Виртуальный музей Приобнинского края

На нашей территории сложилась уникальная ситуация: древние города – Малоярославец, Боровск, Жуков (Угодский Завод) расположены в вершинах почти правильного треугольника, а Обнинск, первый наукоград России, провозвестник передовых научных идей и технологий, расположен почти в центре этого треугольника. Благодаря этому обстоятельству история всех этих городов как бы концентрируется в Обнинске, который представляется неким центром региона, который можно назвать Приобнинским краем. Обнинские краеведы интуитивно давно пользуются этим понятием, но впервые явно его применил, пожалуй, Донат Гасанов (Богумил Мурин) в своей очень интересной книге «Фольклор «Приобнинского края», в которой он собрал сказания, песни и описания обычаев во время собственных экспедиций по Приобнинскому краю1.

Иногда проходят слухи, что есть планы экономического и административного объединения наших трёх районов. Это пусть решают хозяйственники и промышленники. А время культурной и краеведческой интеграции явно настало.

Ниже приведены несколько статей, рассматривающих идею Приобнинского края с различных точек зрения.

1. Система центров
Система административно-политических отношений строится по сетевому принципу как система взаимосвязанных центров различного уровня. Получается сеть звездообразного типа (лучи, исходящие из центра). Есть главный центр (столица), центры второго уровня (губернские города), далее третий уровень (уезды, районы), четвёртый (волости, сельсоветы, отдельные поселения). То же и в других странах, только названия уровней другие. Связи идут от главного центра к периферии, но только с уровня на уровень и никогда через уровень. Москва не обращается напрямую в Малый, а спрашивает разрешения в Калуге. Горизонтальные связи между уровнями весьма слабы. Главная связь иерархическая.

2. Возникновение центров
Центры возникают стихийно в процессе освоения территории и развития общества. Началом центра, зерном является починок, первопоселение. В каждом починке наблюдается всплеск ауры физико-географической (энергетика Земли) и ауры деятельности человека (деловой (торговля, война, ремесло), психосоциальной и духовной (подвижники)). Аура имеет свойство притягиваться друг к другу, более слабая к более сильной. Так образуется «звёздная» система центров. Сумма аур в данном месте составляет «Дух места».

Аналогично образовались звёздные системы из первоначального Хаоса Вселенной. Возможно, это общий принцип самоорганизации саморазвивающихся иерархических систем их хаоса. Основа процесса – закон притяжения составляющих друг к другу. Во Вселенной это закон притяжения масс.

Таков естественноисторический рост центров. Так выросли Боровск, Малый и Угодка. Починками могут быть княжеские военные крепости, скиты отшельников, отдельные крестьянские дворы (однодворцы). Некоторые починки начинаются по инициативе первопоселенцев (и они дают им названия, сохраняющиеся веками), некоторые по указке свыше, как например, княжеские крепости и погосты. По второму принципу вырос и Обнинск.

3. Кое-что об ауре Обнинска
Все люди излучают ауру в пространство: биологическую, психологическую, интеллектуальную, духовную, в зависимости от того, сколько чакр задействовано. Эта аура зависит от многих факторов: геофизика, предшествующая история (Дух места), проявление Учителя. При взаимодействии людей ауры складываются алгебраически на «+» и на «–». Например, аура тюремной зоны резко отрицательна, а аура университета или духовного училища резко положительна. В среднем, чем больше людей живёт в данном месте, тем сильнее общая аура. В целом, у нормальных
людей аура даёт «+». Поэтому, чем больше поселение (село, город), там сильнее его аура, и оно притягивает к себе округу. Как масса имеет тенденцию стягиваться в чёрную дыру, так и аура (но только положительная, отрицательная аура склонна к самораспаду) стремится к образованию центра. Так образуются столицы, научные центры и пр. Поэтому Обнинск изначально как более крупное образование обречен быть Центром. А если учесть, что аура среднего обнинца (по крайней мере была) значительно выше ауры среднего жителя Калужской области, то Обнинск обречён на лидирующую роль в регионе. Это потому, что в Обнинск для работы над атомным проектом отбирались лучшие люди, отличники из отличников. Они и составили его ауру2.

В Обнинске не было служения чистой науке. На Руси этого никогда не было, не было подобия западноевропейских университетов. Служение духу на Руси было, подвижники. А вот наука всегда была прагматичной. Власть использовала её как инструмент для своих целей. И в Обнинске тоже. Власть собрала в кучку советских и немецких учёных и поставила задачу получить практическую энергию из атома. Это особенность Обнинска в атомном проекте. Он создавался не для БОМБЫ, для этого были Арзамас-16, Челябинск-40, а для энергоустановок, прежде всего, корабельных. А вот будучи насильно собранными, учёные составили критмассу ауры, и она пошла развиваться.

4. Физико-географическая составляющая ауры места («Духа места»)
Наличие Физико-географической составляющей ауры места (энергополя Земли) доказывается тем, что практически на всех археологических памятниках археологи находят много культурных слоёв, залегающих друг над другом, т.е., археологические памятники являются, как правило, многослойными. От палеолита до наших дней люди выбирали для поселений одно и то же место, даже ничего не зная друг о друге. Место привлекает! Особенно этот фактор стал важен, когда люди стали добывать полезные ископаемые. Ради них (металл, уголь, нефть) люди стали селиться даже в местах с отрицательной аурой. Хорошо ли это? Как много заболеваний стало в современных промышленных городах!

Можно привести и географическое соображение, почему Обнинск – центр округи. Это физико-географическое обоснование. Протва течёт по древнему разлому, которому 2 млд. лет. Боровск, Малый и Угодский Завод находятся по руслу разлома, а Обнинск – на возвышении, в центре конуса разлома. Все местные овраги начинаются от Обнинска
и текут в Протву. Также было и в древности. А центр конуса собирает всё с его периферии. Аналогичная ситуация и
с Москвой. Историки долго ломали голову, в чём причина возвышения Москвы, а она в центре конуса разломов. И
вообще, все энергетические зоны Земли распределены по древним разломам: по руслу разломов отрицательная энергия, а в вершинах конуса – положительная.

5. Обнинск как центр
Обнинск – центр особый. Он был посажен на Калужскую землю указом свыше, как в своё время погосты Ольги. Его государственная задача – создание атомной энергоустановки. Он не был связан с историей Калужской земли. Но, поскольку он с самого начала являл собой сгусток интеллектуальной энергии с высокой аурой, он не мог не стать автоматически центром окружающей территории. Это шло несколькими путями. Во-первых, путём приёма на работу окрестного населения, за счёт чего росло население самого Обнинска. Во-вторых, за счёт включения в состав Обнинска местных населённых пунктов: Михайловское, Бодрая жизнь, Пяткино, Самсоново. Сейчас стоит очередь Белкино. В-третьих, за счёт активного освоения обнинцами окружающей территории, за счёт их путешествий и контактов с местным населением, возникновение обнинского краеведения (Е.Ф. Ворожейкин, В.А. Иванов, В.С. Нестеров и др.) включило в себя отдельные, не связанные между собой краеведческие исследования Боровского,
Малоярославецкого и Угодского районов, объединив их в единый краеведческий объект интересов обнинского жителя.

6. Краеведение
Обнинск не имеет древних корней на Калужской земле, но, появившись, он, по закону «Духа места», стал интенсивно искать свои связи с этой землёй, связь с её корнями. И с вершин треугольника к его центру потекли потоки исторической информации, преобразуясь в Обнинске в единый комплекс истории Приобнинского края. Обнинск стал поневоле аккумулятором этой информации.

Мы, обнинские краеведы, представляем такую схему: Боровск – город духовной мысли (Пафнутий, Аввакум и боярыня Морозова, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский), Малоярославец – город купцов, разбойников и воинов (стоит на Большой дороге, сражения 1812 и 1941 гг), Жуков (Угодский Завод) – город мастеров (железоделательные заводы 17 в., обеспечивавшие завоевания Петра I, ткацкие фабрики, современный радиозавод-институт КНИИРТИ) и Обнинск,
объединяющий и перерабатывающий всё это и с помощью своей уникальной вышки (вышка – символ Обнинска) обеспечивает связь нашей земли с Космосом. Обнинск – аккумулятор их совокупной энергии и осуществляет через свою башню связь с Космосом. Символ Обнинска – это башня. (По наблюдениям профессионального этнографа Яна Чеснова).

7. Современный Обнинск
После открытия Обнинска миру (20 июля 1956 г.) его связи с окрестными районами стали более тесными, и Обнинск стал центром по многим позициям: образование, медицина, торговля, развлечения, промышленность. Чем больше центр по совокупному объему, тем выше его суммарная аура и тем больше к нему прилипают окрестности. Идёт саморост.

Сейчас идёт процесс самоидентификации Обнинска. Первоначально он жил по указке и снабжению из Москвы, отдельно от всей области, развивая по заданию партии и правительства ядерную науку и технику. Сейчас государственный заказ на обнинскую науку сильно сократился (к счастью, не до нуля, кое-что осталось в наших институтах) и Обнинску приходится искать другие пути развития. При этом он в предыдущее время достиг некоей планки, и не хотелось бы её терять. Иногда в сокращении науки как составляющей жизни Обнинска обвиняют местные власти. Мол, они вовремя не сумели, не предусмотрели. Нет, их вина не столь велика, таково изменение общественной составляющей. Обнинск постепенно переходит из-под власти Москвы во власть Калуги. Выстраивается такая схема: Москва – центр первого уровня, Калуга – второго, а Обнинск – 3-го. И в этой схеме Обнинск вполне центр Приобнинского края 3-го уровня, как части Калужского края 2-го уровня. Центр науки, образования, медицины, торговли, развлечений и промышленности. Главное здесь – не затеряться, ибо Калуга предпринимает титанические усилия, чтобы отодвинуть Обнинск в дальний ящик. Интересно, что эту идею развивал ещё Г.П. Щедровицкий на первой обнинской ОДИ по проблемам развития города в 1990-х годах.

8. Обнинск космический
Космическое направление началось в Обнинске по собственной инициативе учёных (И.И. Бондаренко, Д.И. Блохинцева, В.Я. Пупко), а не по приказу свыше3, 4. Они сами со своим предложением ракеты на атомной энергии поехали к Е.П. Славскому и С.П. Королёву. Сейчас все институты Обнинска так или иначе участвуют в космической программе. ФЭИ довольно успешно разрабатывает космические ядерные источники энергии, было более 30 запусков, НПО «Тайфун» активно участвует в метеорологической программе космоса, ОНПП «Технология» разрабатывает космические материалы, теплоизолирующие плитки к «Бурану», обтекатели ракет, стекла иллюминаторов, НИИМР и НИИСХР участвуют в биологических и медицинских экспериментах, «Планета» осуществляет связь со спутниками, а УЦ
ВМФ принимало участие в подготовке космонавтов. С точки зрения космической техники, Обнинск, вместе с КНИРТИ из Жукова, разрабатывающим системы космической связи, образуют космический кластер Приобнинского края.

9. Понятие края
Существуют сотни программ по курсу «краеведение», «родной край». В принципе, они все одинаковы от Белоруссии до Приморья и от Туркменистана до Карелии. Интересно, что во всех странах бывшего СССР есть подобные курсы. Все говорят о воспитании любви к «отечеству» и «родному краю», но нигде не объясняется смысл этих понятий. В этимологических словарях просто говорится, что у слова «край» есть два значения: собственно край чего-либо и страна. Но почему страна? Край царства? Общий смысл, что родной край – это антиглобалистское понятие. Сейчас, при активном наступлении глобализма в мире с его общечеловеческими ценностями, краеведение – единственная деятельность, сохраняющая нашу (и любого другого народа) самость. «Мы обнюки! (калужане, россияне)», – говорим мы гордо. Но в понятие обнюки не включаются боровчане, малоярославчане и угодчане. Понятие Приобнинского края начало их включения в эту самость.

Русские (да и другие) поселения строятся обычно так: центр (храм, управа, ратуша), площадь (майдан)) и концы
по направлениям дорог. Названия концов – по имени первооснователя, ремеслу или этнической принадлежности.
Чудский конец в Новгороде, шорный конец, Николин конец и т.п. Т.е., опять система звезды. В дальнейшем концы
превращаются в слободы с очень звучными названиями: Кукуй, Пердуновка и т.д. При управлении государством
сохраняется та же система концов, которые в этом случае называются краями, в полном смысле слова, «край» − край
государства. Отличие «края» от «конца» или «слободы» в том, что он оторван от центра, тогда как конец и слобода
примыкают к нему. Отсюда и родилось второе понятие слова «край» как страна. Это явление есть и в других языках.
Название дославянского населения Калужской земли – ГОЛЯДИ происходит от литовского слова «гол», что по-литовски значит край, страна (земгола, латгола и т.п.).

Есть столица Москва (Петербург) – центр 1-го уровня, а есть Олонецкий край, Пермский край, Калужский край т.д., в каждом из которых есть свой центр 2-го уровня. Далее идут центры 3-го, 4-го и других подчиненных уровней. Край – это территория, охватываемая влиянием центра определённого уровня. Синонимы края – округ, округа, т.е., вокруг центра. Края различных уровней образуют систему вложенных друг в друга территорий. В этом смысле вполне смотрится Приобнинский край как край 3-го уровня, являющийся частью Калужского края 2-го уровня и т.д. Край подразумевает понятие самости, отличия жителей края от всех остальных. Нечто близкое к понятию этноса, но более привязанное к местности и менее выделенное из общей массы населения. В этом смысле понятны понятия боровчанин, малоярославчанин, угодчанин – они обусловлены историей. А вот понятие обнинчанин применимо лишь к жителям Обнинска. Его распространение на окружающие территории произойдёт по мере их более глубокого включения в Приобнинский край. Подождём – увидим. А вот в краеведческом смысле понятие Приобнинского края как территории северных районов Калужской области применить вполне можно уже сейчас.

10. Обнинск – музейный центр
На территории трёх наших районов Боровского, Жуковского, Малоярославецкого и города Обнинска находится более 20 музеев, парков, заказников различного назначения: историко-краеведческих, военно-исторических, художественных, природных, этнографических, мемориальных. Это огромное духовное и интеллектуальное богатство.

Если о мероприятиях московских музеев достаточно легко получить информацию в Интернете и СМИ, информация о мероприятиях, проводимых местными музеями, труднодоступна. А мероприятия эти очень интересны. Взять хотя бы реконструкцию событий 1812 г. в Малоярославце или открытие памятников К.Э. Циолковскому и Н.Ф. Фёдорову в Боровске.

В связи с этим я выступил с предложеним ко всем музеям нашего региона – создать специальный сайт музеев трёх наших районов, собственно Приобнинского края, где бы размещалась информация о всех музейных мероприятиях. Практически, все наши музеи имеют свои сайты с кратким описанием их деятельности. Сайты составлены очень хорошо. Если к этим сайтам добавить сменную страничку о проводимых мероприятиях и объединить все музеи в один информационной блок, то это будет то, что надо.

Это послужит пропаганде музейной деятельности и привлечёт к музеям новых посетителей как из наших районов, так и из Москвы и других населённых пунктов. Москвичи давно проявляют интерес к нашему краю, предлагаемая информация сделает его более осмысленным.

С подобным предложением автор обратиля ко всем музеям Приобнинского края. Ответы были, в общем, положительные (рис. 1–4). Разумно начать подобное информационное объединение с музеев, а затем, совершенно в духе Н.Ф. Фёдорова, подключить к нему библиотеки, храмы, Дворцы культуры, театры и т.д. И географически начать с Приобнинского края, а затем расшириться на Калужскую область, Центральную Россию, всю Россию, Земной шар и т.д. Интернет позволит сделать всё это без проблем.

Таким образом, понятие Приобнинского края с центром в г. Обнинске вполне обосновано с географической, научной, культурной и краеведческой точек зрения. Его принятие с социальной, административной и инвестиционно-хозяйственной точек зрения – дело недалекого будущего. Благодаря своему научному, интеллектуальному, креативному и промышленному потенциалу, Обнинск вполне можно считать центром Приобнинского края.

Список музеев Приобнинского края5

I. Обнинск:
1. Музей истории г. Обнинска, пр. Ленина 128, тел.: 8(484-39) 7-64-72
2. Музей поисковой работы «Судьба солдата», пр. Лениа 131, тел.: 8(484-39)4-34-27
3. Музей атомной энергетики и Первой в мире АЭС, ул. Мигунова 9, тел.: 8(484-39)9-51-11
4. «Усадьба Белкино», Белкино, Боровского р-на, флигель, тел.: 8-910-608-50-63
5. Музей школы-колонии «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого, ул. Пирогова 17, шк. № 1, тел.: 8(484-39) 5-95-06
6. «Бемби», музей живой природы, ул. Горького 60, тел.: 8(484-39) 6-41-81
7. Музей Подольских курсантов, ул. Комарова 10, шк. № 11, тел.: 8(484-39) 3-14-58
8. Музей Обнинской стройки, тел.: 8(484-39) 3-71-41, 7-01-82
9. Музей Учебного центра ВМФ России, ул. Осипенко 3, тел.: 8-920-616-81-86
10. Музей культурологи «Радость» при Педцентре (Музей в куклах), ул. Пирогова 14, тел.: 8(484-39) 5-80-97

II. Боровск:
1. Боровские краеведческий музей. Боровск, пл. Ленина 7, тел.: 8(484038) 4-32-36
2. Музей-квартира К.Э. Циолковского. Боровск, ул. Циолковского 49, тел.: 8(484-38) 4-39-99
3. Этномир, культурно-этнографический центр, д. Петрово, Боровского р-на.
Тел. Московской конторы (8) 495-627-51-90, 495-710-73-45

III. Малоярославец:
1. Музей истории и краеведения, Малоярославец, ул. Гагарина 24, тел.: 8(484-31) 2-20-95
2. Военно-историческоий музей Отечественной войны 1812 года, Малоярославец,
ул. Московская 23, тел.: 8(484-31) 2-27-11
3. Музейно-выставочный центр, Малоярославец, ул. Российских газовикив 13, тел.: 8(484-31) 3-10-58
4. Картинная галерея, Малаярославец. Пл. Ленина 17, тел.: 8(484-31) 2-14-04
5. Военно-исторический музей «Ильинские рубежи», д. Ильинское,
Малоярославецкого р-на, тел.: 8(484-31) 3-74-49

IV. Жуков (Угодский завод):
1. Государственный музей маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Жуков,
ул. Советская 1, тел.: 8(484-32) 5-64-00
2. Тарутинский военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года,
с. Тарутино, Жуковского р-на, тел.: 8(484-32) 2-13-20
3. Парк птиц, д. Воробьи, Жуковского р-на, тел.: 8(484-39) 9-34-26
4. Музей КНИРТИ (Музей им. А.И. Берга), Жуков, ул. Ленина 2, КНИРТИ, тел.: 8(484-32) 5-20-55, 6-15-85
5. Этнографический центр «Возрождение», с. Верховье, Жуковского р-на, тел.: 8(484-32) 5-70-53


Рис. 1. Письмо Музея истории г. Обнинска


Рис. 2. Письмо Музея истории и краеведения г. Малоярославца


Рис.3. Письмо из «Парка птиц»


Рис. 4. Письмо Культурно-экологического фонда «Усадьба Белкино»

Текст В.А. Тарасов



1 Гасанов Д.А. Фольклор «Приобниского края» (В записях 2000–2001 гг.). – Обнинск: Оптима-пресс, 2006.
2 Тарасов В.А. Люди Обнинска // Обнинский краеведческий сборник. Материалы историко-краеведческой конференции «Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры». – Обнинск, 2011. С. 197–218.
3 Зродников А.В., Портяной А.Г., Сердунь Е.Н., Фролов Ю.В. Д.И. Блохинцев и становление отечественного ядерного космоса/Новости космонавтики, №12, 2009.
4 Обнинск – первый наукоград России: История и современность. Под ред. Т.М. Лариной. – Обнинск: Ресурс, 2006, с. 169-174.
5 В списке указаны лишь основные музеи. Многие частные, школьные музеи, музеи при предприятиях неизвестны широкой публике. Автор будет признателен, если читатели сообщат о музеях, не вошедших в список. Адрес для связи balu249@mail.ru, Тарасов Владимир Александрович

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.