Районирование краеведческих интересов молодого города

Необходимость краеведческого воспитания
Воспитание россиянина – патриота своей Родины, невозможно без осознания глубинных связей с прошлым своего народа. Нереально в этом плане калужанина воспитывать на дальних, пусть и прекрасных памятниках, таких как
Московский Кремль, Всероссийское Золотое Кольцо. Они играют огромную роль в осознании единения калужанина
со всей Россией. Но патриотизм калужанина утверждается на Калужском Золотом Кольце. Человек должен быть связан с памятью народной, с памятниками истории и культуры именно на своей Малой Родине. Там, где жили его предки.

Там, где родился, живёт и работает он сам, его дети. Там, где его родная деревня, улица, дом, маленький или большой город. Пусть они не так значительны, как Москва, не так великолепны, как старинные усадьбы. Но там стоит столетний деревянный дом, есть заброшенный парк, родник с вкуснейшей водой детства, крест на могиле деда. Это свойственно менталитету российского гражданина. Житель нашего города А. Родичев пишет в газете «Обнинск» (7 мая 1996 года).

«Моя маленькая родина, где я родился, учился и ушёл на войну деревня Ковкеницы и город Лодейное Поле. С детства гордился, как и земляки, принадлежностью к этим историческим местам. Жил этой духовной идеей. На протяжении многих лет собираю исторические сведения о родном крае – колыбели Балтийского флота – Олонецкой (Лодейнопольской) судостроительной верфи. Из прошлого, известно, вырастает настоящее. Оно просвещает нас, чтобы улучшить это настоящее, не спотыкаться заново и сделать будущее славным для себя и своих близких».

Честное слово, хорошо сказано!

Одной из причин современного безверия, снижения уровня культуры, нравственности стало десятилетиями принятое в Государстве гонение на жизненные, корневые, национальные реальности Малой Родины, невнимание и пренебрежение к памятникам истории и культуры, их разрушение активное и пассивное. Невнимание и отрицательное отношение к ним средств пропаганды и воспитания.

Сегодня, уже в XXI столетии, положение здесь ещё сложнее, чем десять или десятки лет назад. Нет прежних
идеологических установок, что история России началась только с «периода исторического материализма». Нет теоретических установок, очень крепко претворённых в жизнь: «весь мир насилья мы разрушим до основанья...». Но за три прошедших поколения россиян эти творения мысли преобразовались в стереотип нашего поведения. И мы теперь
даже без давления сверху продолжаем начатое в 1917 году. Памятники истории и культуры, по прежнему, рушатся.
Ускоренными темпами. Да и средств на их охранение и восстановление как не было, так и нет. Вот уж уникальная страна. Денег нет ни на что. Вообще нет. И попали мы в исторический период, когда легче лёгкого потерять оставшееся.

Если я условно назову краеведами всех, кому дорого историческое, культурное и творческое наследие, то станет видно, что русские краеведы разобщены, как может быть ни одна из творческих групп сограждан. Как в экологии народ наш стоит на грани катастрофы, так и в историко-культурном наследии мы у предела, за которым творческий
потенциал – на грани ликвидации.

Нужно заново начинать краеведческое воспитание. Готовить поколение «идущих за нами».

Одна из линий работы – показать связь, единство больших, глобальных событий русской истории с эпизодами районного, городского, сельского значения, звучания. В наших частных, местных эпизодах показать отражение всего события. В капле воды отражается Мир. Наши здания это частичка русской архитектуры. Наши усадьбы несут в себе черты, свойственные всему русскому хозяйственному и культурному укладу. Наш эпизод Отечественной войны 1812 года не оторвать от истории всей славной эпопеи подвига народного. Наши люди – гордость края, входят в золотой фонд русского народа.

Молодой город и краеведение
В сегодняшней России десятки молодых городов – «новоделов», один из них наш Обнинск. И хотя создавали их по
самым современным на то время планам, их не обходили и не обходят проблемы, вторгающиеся из несуществовавших
всего десяток лет назад, замалчивавшихся областей жизни. Крупнейшей неурядицей нравственного плана проявилась
проблема историчности города, преемственности его населения, т.е. в основе — проблема сохранения корней патриотизма.

Одним из опасных направлений здесь следует считать идею, что история начинается лишь с момента зарождения самого города. Это положение в корне неверно. И даже несправедливо по отношению к своему же Русскому народу. На Руси нет пустых мест, мест без исторического прошлого.

Отмежевавшись от всего состоявшегося в русской дореволюционной истории, мы предписали соцгороду — новоделу качество, долгие годы называвшееся «животворным советским патриотизмом». Увы, мы оказались и слишком нахальны и слишком наивны. Чувство глубокой привязанности к родине оказывается реально существующим там, где народ (население) насчитывает многие и многие поколения предков. Оно не успевает сформироваться за одно — два поколения пришлого, современного населения молодого города. Для городских структур этот вопрос как бы не существовал и, пожалуй, был даже крамолен в течение десятков лет. Местного краеведческого воспитания не было, как фактически не было и российского краеведения.

В город-новодел стекаются жители окрестных деревень и городков с расстояния нескольких десятков километров. Многие приезжают из дальних мест. Уже у первых отрыв от родной почвы заметен, хотя из них и составляется крепкая группа жителей-аборигенов, плотно связанная своими корнями с Местом (Locus). У вторых отрыв от Места почти абсолютен. Численность же аборигенов в общей массе жителей оказывается совершенно незначительной. В сегодняшнем Обнинске их вместе с членами их семей – от одного до трёх процентов от числа всех жителей города. Их опыт здешнего народа растворён, размыт и малозаметен среди массы переселенцев. И неизбежно ещё, что часть их, естественно, поражена «раковой опухолью» забвения культуры прошлого.

На примере Обнинска, молодого ещё города близ границы Московской и Калужской областей, мы попытаемся предложить схему решения задачи краеведческо-патриотического воспитания в подобных случаях, включая преодоление снобизма горожан в отношении местной истории. Одно из направлений работы — разработка по возможности стройных методических построений, касающихся памятников истории и культуры нашего Места, их значения и возможной роли в жизни города и горожан.

В 1802 году Н.М. Карамзин дал определение: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание
способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его»1.

Кратко об окрестностях Обнинска
Исторический багаж территории, тяготеющей к Обнинску, замечателен и сделает честь, может быть, любому уголку
России. Можно смело утверждать, что в окрестностях города радиусом до 25 — 30 километров нашли отражение почти
все важнейшие этапы и события русской истории. Это удачное обстоятельство позволяет дать теме богатое содержание.

По реке Протве и её притокам расположено большое количество археологических памятников, оставленных как славянами, так и их предшественниками — голядью и угро — финнами. Ареной борьбы против татаро-монгольского владычества были наши земли. И близкая нам река Угра, уникальное и традиционное место отдыха горожан, звалась россиянами Поясом Богородицы и сыграла огромную роль в этой эпопее. А по нашим окрестностям, прорвавшись где-нибудь через Оку из Дикого Поля, неоднократно прокатывалась страшная лава татарских конников, рвавшаяся к Москве и далее – вглубь Руси.

Опричнина, войны Смутного времени, крестьянская война И.И. Болотникова не миновали наших мест, Малоярославец и Боровск признали крестьянского вождя. Лжедмитрий второй оставил здесь страшный след. А Белкино было поместьем Малюты Скуратова, затем — царя Бориса.

Боровск как один из центров старообрядчества связан с заточением в Пафнутьевом монастыре неистового Аввакума, с заточением и смертью его духовных дочерей, родных сестёр Феодосьи Морозовой и Евдокии Урусовой. Выдающийся религиозный и историко-архитектурный памятник Пафнутьев-Боровский монастырь расположен в десяти километрах от Белкинской усадьбы – ныне северной границы города.

Грозный 1812 год прокатился по нашим землям, Тарутинское и Малоярославецкое сражения стали заметной вехой
Отечественной войны. Имя А.Л. Витберга, создателя удивительного, но неосуществлённого проекта храма — памятника в честь 1812 года, связано с Малоярославцем. А от этого проекта начинается история Храма Христа Спасителя в Москве.

Отголоски крестьянской реформы в наших краях стали известны, благодаря Энциклопедии Брокгауза и Эфрона и юбилейному сборнику «Великая реформа», вышедшему в 1911 году.

В окрестностях было много дворянских усадеб, а одна из них, Белкинская, расположена на северной границе города. И теперь, благодаря деятельности «Культурно-экологического Фонда «Усадьба Белкино», мы можем надеяться на её полное восстановление. Эта усадьба на грани XVIII — XIX и XIX — XX веков была одним из культурных центров Подмосковья.

Формирование территориального краеведческого ареала города Обнинска
Когда на стыке трёх районов Боровского, Малоярославецкого и Угодско-Заводского (ныне Жуковского) в 1946 году
появился зародыш нынешнего города науки в существовавших ещё до войны зданиях, Калужской губернии в это время
было уже 170 лет. Сложились и уезды и уездные центры, пути сообщения — нервы и артерии региона. Сложилось и хозяйство. Простое, патриархальное. Конечно, оно развивалось и прежде, но в случае Обнинска последовало взрывное действие — организация небывалого для области предприятия нового типа. Через десять лет, в 1956 году, это уже был город.

20-летие города совпало с 200-летием рождения области (некогда – наместничества, губернии), к которой он относится. Но и первопоселение 1946-го года, а затем и город не имели своей земли для необходимого естественного роста. И чем далее, тем более. Как говорится, «вся жизнь в борьбе». За землю.

Быстрорастущий по сравнению с другими городами области Обнинск оказался на положении кукушонка в чужом гнезде. А три соседних района – Малоярославецкий, Боровский и Угодско — Заводский – ещё до рождения губернии были весьма тесно, кровно связаны. Восстание Болотникова, опричнина, 1812 год, реки Протва и Лужа были связующими стержнями. Да и события Великой Отечественной Войны тоже.

Обнинск и возник на стыке этих районов. Все три имели давнюю и богатую историю. И есть в географическом рас-
положении районов замечательный участок – буквально – «сингулярная» точка, место схождения всех трёх районов. Это — место расположения хутора Турлики, то есть, нашего Нижнего парка. Как Данцигский коридор выходил к Балтийскому морю, так и Угодский район врезался здесь между Боровским и Малоярославецкий районами и почти выходил к реке Протве. Именно здесь зародился Физико-Энергетический институт, первооснова грядущего Обнинска.

Обнинск, явившись новообразованием в давно сформировавшемся и устойчивом Месте (Locus), на момент зарождения не имел принадлежащих или тяготеющих к нему территорий. Территории эти возникают и растут по мере возникновения и роста посёлка, затем города. Объяснение создавшегося в итоге ареала краеведческих интересов является непростой задачей. Здесь мы делаем попытку поставить и решить её, выяснить принципы отбора горожанами ближних и дальних мест, событий, история и краеведение которых включались ими в регистр краеведческого притяжения.

К тому же, Обнинск находится на самой окраине северо-востока Калужской области и имеет исторически сложившееся тяготение к Москве. Хотя в 14-15 века эти земли находились на границе с Великим Княжеством Литовским и входили в Верховские княжества. Невозможно нам, «крайним», объять всю Калужскую область. Но последствия периферийного расположения учитывать желательно. Зная к тому же, что и Боровский и Малоярославецкий и Угодский районы с 1929 по 1944 годы входили в Московскую область.

В плане изучения краеведения можно рассмотреть несколько зон:
I. Зона непосредственной территории города.
II. Пригородная Зелёная зона, 8-15 километров от границ города. Территория её должна быть рассмотрена и
с административных позиций и с краеведческих. С.И. Симановский, например, считает, что взаимосвязь интересов
государства, территорий, муниципальных органов, научных коллективов и отдельных работников применительно к городам науки должна быть осуществлена буквально в законодательном порядке2. Здесь мы затрагиваем только краеведческие позиции. В этой Зоне много интересных и значимых, хотя порою миниатюрных Мест.
III. Основная, 30-ти километровая Зона краеведческих интересов города.
IV. Краеведческие лучи дальностью от 50 до 100 километров.
V. Калужское Золотое Кольцо.

Зона краеведческих интересов наиболее обширная и, пожалуй, наиболее значимая из всех. По охвату окрестных земель она близка к обсуждаемой в научно-технических и административных кругах 30-ти километровой Зоне
безопасности вокруг действующих ядерных реакторов. Схождение столь разных тем в плане географическом (30 км)
может обогатить содержание поставленной задачи.

В 30-ти километровую зону входят три соседних районных центра Калужской области: Боровск. Малоярославец, Жуков. И не полностью входят территории их районов. Этот абрис ни в коей мере не отражает какую-либо попытку духовной или материальной аннексии со стороны быстрорастущего города науки. Отметим, в Обнинске более 100 тысяч жителей, в Боровске и Малоярославце – до 30 тысяч, в Жукове с микрорайоном Протва – около 20 тысяч. Но реальный духовный вес их в историческом плане значительно выше, чем Обнинска. И можно попытаться ввести некие коэффициенты, учитывающие не просто численность населения, но как бы историческую массу, весомость населённого пункта, его населения с учётом происходивших здесь историко-культурных событий. А чисто географически краеведческие зоны этих районов соприкасаются с территорией Обнинска и проникают в неё.

При III-ей зоне меньшего радиуса, например, 20 километров, вне её остаётся, в частности, Тарутино. В этом варианте теряется цельность восприятия событий Отечественной войны 1812 года в период Тарутинского и Малоярославецкого сражений, что недопустимо. Увеличение радиуса Зоны сверх 30 км вносит некоторую искусственность в тематику краеведения и снижает интерес к краеведческим задачам. В части кольца с радиусами от 25 до 30 км, расположенном от северо-восточного до северо-западного направления такая ситуация уже ощутима. И, пожалуй, логично будет эту часть кольца изъять из области краеведческих интересов Обнинска.

Чтобы при ограниченном-таки радиусе Краеведческой III-й Зоны получить максимально возможную цельность историко-краеведческой картины, мы вводим три краеведческих луча. Направление и поле действия каждого из них ознаменовано значительными событиями, присутствием замечательных личностей, прекрасными памятниками природы, архитектуры…

Границы II и III Зон не являются административными. Т.е. они не означают административного подчинения
территории. II Зона Обнинска должна иметь повышенную экологическую защиту всего природного комплекса, в ней
заключённого. Но эти территории в то же время являются частью зелёных зон соседних райцентров. Зелёные зоны
Боровска, Малоярославца, Жукова – это полностью территории их районов.

Таким образом, экологическая забота – дело всех, живущих в ареале. И ключ к будущему равновесному обществу. Здесь уже Природа, Космос берут воспитание населения в свои руки.

Правда, мы упорно стараемся от него увильнуть. И, следовательно, уже есть настоятельная необходимость выхода на новый уровень экологического мышления. Ноосферного мышления, ноосферного сознания. Космический по своей сути, новый, экологически чистый и устойчивый уровень общей культуры жизни народа.

Обращает на себя внимание тяготение краеведческих интересов в сторону, противоположную Москве. Здесь возможно несколько объяснений. Первое – это выводы из моего краеведческого опыта. Не придумывал я этого в момент написания работы. Впечатление, сложившееся в течение нескольких десятков лет.

Второе, Обнинск – субъект Калужской области. Расположение на её северо-востоке определяет многие хозяйственные, культурные, административные связи. Вслед за этими связями смещаются, тянутся за ними территориально-исторические интересы и привязанности жителей.

Третье, масса населения Москвы настолько велика, да ещё и активна (столичный снобизм, извините), что оказывает вытесняющее давление в сторону от Москвы на граничащие с её областью населённые пункты, города в том числе. Есть, конечно, и обнинские связи в сторону Москвы, но не они определяют наше положение в отношении взаимосвязанных туристско — краеведческих интересов и задач.

Направление краеведческого луча на Юхнов диктуют важнейшие события октября 1941 года и контрнаступление Красной Армии в 1942–1943 годах. А ранее – Стоянием на Угре 1480 года, события которого распространились от устья Угры до мест выше Юхнова по течению реки. Кроме того, Угра — красивейшее место области.

Направление на Калугу и низовья Угры обосновано не только «весом» областного города, хотя и это имеет значение. Здесь места важнейших событий, и Стояние на Угре одно – из них. Значение этого события чрезвычайно велико. Таким образом, двумя лучами мы охватываем весь «Пояс Богородицы». Но Калуга – это ещё и К.Э. Циолковский, и А.Л. Чижевский, представители школы русского космизма. И естественно тяготение города науки, отдавшего часть своих сил небу и космосу, в этом направлении.

Краеведческий луч по Протве ведёт в древний город Оболенск, в Троицкое, игравшее большую роль в жизни Е.Р. Дашковой, близкой родственницы владельца села Белкино. Здесь же направление на два молодых города науки – Протвино и Пущино – и в не так давно родившийся посёлок, принявший звучное и значимое древнее имя – Оболенск. С ними обнинцев связывают научные интересы.

Мы также считаем необходимым дать в схеме краеведения Обнинского ареала идею Калужского Золотого Кольца, или Калужской Серебряной Гвоздики, как называл такой маршрут В.А. Чивилихин3.

Таким образом, основой идей является изучение краеведения ближайшего окружения родного города (I — III Зоны). Отметим, что изучение первой и второй Зон просто неминуемо и происходит почти автоматически. Однако и им следует руководить. Краеведческие же лучи позволяют связать историю нашего Места с важнейшими событиями русской истории, происходившими хоть и в некотором отдалении от Обнинска, но на территории Калужской области. Здесь мы не изучаем всё разнообразие краеведческих явлений. Мы знакомимся здесь с глобальными событиями, явлениями, занимавшими исторически или духовно большие пространства области.

Благодаря Серебряной Гвоздике (маршрут автомобильный), мы даём горожанам короткое, по необходимости, но основательное представление об особенностях истории нашей Калужской земли в целом.

Объяснить повышенное внимание к районированию краеведческих интересов молодого города следует тем, что подобных городов в России много, они в известной степени чужеродны, неорганичны в данной местности («кукушата»). Эти сложности требуют внимательного подхода при определении территории краеведческих интересов. Тогда как в случае древних городов районного или областного масштаба территория уже определена исторически и административно. Новые города желательно мягко вписать в среду обитания, где до нашей поры ничего подобного таким городам не было. Это важно и для аборигена, и для перемещённого жителя. Отсюда и требования бОльшей тщательности в работе, чем при изучении краеведения старого, исторического города с давно сложившимися территорией, населением, связями. Нам представляется, что опыт такой работы будет полезен при развитии краеведения и в других молодых городах России.


Рис. Схема районирования краеведческих интересов Обнинска

Текст В.А. Иванов



1 Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости.//Н.М. Карамзин. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982, С. 92.
2Симановский С. И. Как сохранить научный потенциал./Вестник РАН, 1996, Т. 66, № 4, С. 305.
3 Иванов В.А., Студенов Н.С. О Калужском Золотом кольце./Пятая краеведческая конференция Калужской области. (тезисы докладов), Обнинск, 1990, с.6-8.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.