Социоприродный ландшафт города Обнинска – наукограда. Часть 1

I. Социоприродный ландшафт. Гуманитарная экспертиза

Концепты стратегии. Путь в будущее

В предложенном подходе генеральная мысль заключена в организационной и управленческой идее сохранения и управления ландшафтным потенциалом России. В развитие современного ландшафтного подхода выдвигается задача создания на базе Обнинска эталонной модельной территории национального социоприродного ландшафта. Этот проект, обращенный к управленческим и научным кадрам, ко всем труженикам региона, несет не только мобилизирующую силу, но и силу предвосхищения – проложения пути в будущее. Это одна из составляющих структур концепции устойчивого развития страны. Выполнение такой стратегической цели направлены усилия коллектива
разработчиков данного рабочего макета. Он представляет собой гуманитарную экспертизу проекта и ряд предложений ко внедрению его в жизнь.

Капитал культуры
Под этим термином понимается самовозрастающая ценность культуры, что принципиально отличается от устаревшего восприятия культуры как дополнительности, некоторой надстройки над общественным базисом. Культура обладает собственной «экономикой» и механизмами самовозрастания. К ним относятся в первую очередь традиции и наследие и, конечно, инновации. В настоящее время актуальны те виды инноваций, которые определяются самопроектированием, самореализацией и творческим воображением.

Человеческий капитал и компетенции
Функция культуры состоит в том, что она хранит человеческий потенциал (близкие названия: человеческий ресурс, человеческий капитал). Человеческий капитал не только сберегаем и воспроизводится в хранилище культуры, но он возрастает, выходя за его пределы в сферу контактов с социальным, интеллектуальным, нравственным капиталами, а также во взаимодействии с ландшафтным капиталом.

Как все эти формы жизнедеятельности, человеческий капитал для своего возрастания должен концентрироваться в сообществе людей, быть в ведении их компетенции.

Компетенции шире, чем способности и шире, чем знания. Компетенции в современном понимании – это способности к саморегулированию через освоение переживаний, дающих мотивационные стимулы. Иначе говоря, компетенции осваивают поток символического капитала, важнейшего из того, что в целом заключено в капитале культуры.

Архетипный ландшафт России и калужский ландшафт
О русском ландшафтном мышлении

Мало в какой цивилизации выражен с такой силой архетипный ландшафт страны, как это имеет место в России. Этот ландшафт представлен единением водной стихии и тверди, которое нам явлено в образе Матери сырой земли. Эта земля, наполненная плодоносной влагой и дающая жизнь, – материнский по своему смыслу ландшафт. Его высочайшая концентрация содержится в образе престола, на котором восседает Матерь Пресвятая Богородица. Престол расположен на Камне-алатыре, а он посреди Окиян-моря. На землю ниспадает небесная влага. С водной стихией связан культ самого популярного русского святого – Николая, приносящего спасение утопающим.

Архетипный ландшафт, в основе которого лежит мысль о единстве мироздания, уникален своим предшествованием современному понятию ноосферы.

Классическая русская литература об архетипном ландшафте
Земля и вода едины. А трудно преодолимые дороги размыты: «Опять как в годы молодые три стертых треплются шлеи. И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Это А. Блок. Лучшее стихотворение времен Отечественной войны Симоновское: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, как шли бесконечные, злые дожди, как кринки несли нам уставшие женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди…» тоже ложится на архетипный ландшафт России с ее размытыми от осенних дождей дорогами и над всем простирающимся материнским началом. Русская литература потому и обрела статус всемирной ценности, что смогла понять архетипный ландшафт страны. Сошлемся в качестве
еще одного примера на Глеба Успенского (1843–1902): « Земля, о неограниченной, могущественной власти которой над народом идет речь, есть не какая-нибудь аллегорическая или отвлеченная, иносказательная земля. А именно та самая земля, которую вы принесли с улицы на своих калошах в виде грязи, та самая, которая лежит в горшках ваших цветов, черная, сырая, словом, земля самая обыкновенная, натуральная земля»1.

Ландшафт и литургия культуры
Архетипный ландшафт соотнесен с реальным, но их нельзя путать, ибо в первом содержится мысль народа о судьбе, о невзгодах и преодолении их. Это ландшафт-переживание. И даже более того, ландшафт-страдание. Через него мы становимся сопричастными к истории и к будущему страны, потому что ландшафт-страдание приобщает нас к литургии культуры, заданной страданием, но оправданной стремлением к совершенству. Это стремление в русском менталитете связано с тоской по простору и воле. Отсюда образы «темного леса», «широкой степи», «морских волн». Такому восприятию ландшафта хорошо соответствует архитектура церкви, уподобленной кораблю в житейском
море. Этому образу соответствует и планировка церкви, где ее часть называется «неф» (корабль).

Русский архетипный ландшафт расширяется, как и пространство, заключающее эту идею в этимологии самого слова. Этот ландшафт центростремителен.

Такой ландшафт слабо вербализован, но выражен в эмоциональной жизни и в поведении. Уходящая вдаль дорога является стержнем такого ландшафта. В качестве образа, связанного с дорогой, можно сослаться на Гоголевскую тройку и ямщицкие песни. Архетипный ландшафт лежит в основе всех прочих. Но он часто «невидим», ибо представлен поведенчески, движением. Поэтому он наиболее литургичен и телесен. Осанка и жесты русского человека не такие, как у итальянца. И крестный ход в России совсем другой, нежели в Италии.

Идеальный ландшафт. Образность идеального ландшафта
В фольклоре каждого народа представлен идеальный ландшафт: в песнях, в прочих произведениях устной литературы рисуются излюбленные рельефы местности, водные бассейны, флора и фауна. В отличие от центробежного архетипного ландшафта, идеальный ландшафт ценростремителен – его роль состоит в создании эмоционально-средовой рамки для человеческой жизни. Ценростремительность приводит к тому, что окультуренное пространство сжимается и становится сценическим. Идеальный ландшафт задает высокие нравственные рамки для деятельности человека. В идеальном русском ландшафте местность вздымается, появляются горы, а жилище из одноэтажного становится «высоким теремом». В реальной жизни на возвышении ставят церковь. Стремятся по возможности поднять жилище повыше. Вертикальность проработана и в одежде. Идеальный ландшафт замечательно представлен на иконах. Здесь мы видим «горки», окружающие сцену действия, высокие постройки, включая крепостные башни, дерево как смысловой знак поднимающегося к небу ландшафта.

В знаменитой калужской вышивке дерево указывает именно на идеальный ландшафт. Иногда оно заменяется фигурой женщины. Это говорит о том, что материнское начало, выявленное в русском архетипном ландшафте, сохраняется и в ландшафте идеальном.

Идеальный ландшафт жизни человека
То, что было дорогой в архетипном ландшафте, в идеальном становится конем, помощником людей в
преодолении пространства. На вышивке часто пара коней стоит по сторонам от фигуры женщины. Вышитые полотенца – дар со стороны невесты родне жениха: женщина окружает своих близких знаками окультуренного пространства, пространства жизни. Сваты шли выполнять свою роль, повязанные полотенцами. Хлеб-соль положено предлагать гостю на полотенце. Вышитые полотенца до сих пор вешают на иконы, окружая их поясом безопасности. Настоящие тканые пояса несли охранительную функцию для здоровья и были обязательным предметом одежды. Они использовались и в погребальном обряде.

Тем не менее, идеальный ландшафт – это ландшафт жизни человека, его жизненного пути. Этот ландшафт нужно классифицировать в качестве идеально-витального.

Примечательно, что калужские домотканые полотенца с благопожелательной символикой были широко
известны и когда-то продавались в других губерниях России.

Через идеально-витальный ландшафт, где выражен образ человека, мы подходим к проблеме личного
обретения ландшафта по мере продвижения человека по траектории жизни. Это уже настоящая инновационная социальная проблема. Рассмотрим ее. Траектория жизненного пути человека в малом повторяет большое. Это соотношение раскрывает теория фракталов2. Эта теория помогает понять, как жизнь отдельного человека сообщается с жизнью сообщества, увеличивая свой потенциал. На жизненном пути мы встречаем те или иные социоприродные ландшафты. Ими наращиваются, как капиталом, наши жизни. Жизнь стягивает к себе эти ландшафты. Они становятся необходимыми частями личности, ее органами.

Социоприродный ландшафт, рассмотренный через призму развития личности, всегда инновационен.
Осознание этого должно лечь в основу инновационного ландшафтного управления и соответствующей политики.

Региональные антропоценозы и культуроценозы

Социоприродные ландшафты и регионалистика

Ландшафтную среду надо представить в виде топических размещений-сетей и потоков. Они образуют
региональные сгущения. Их конкретные формы антропоценозы и культуроценозы.

Выделение мною названных ландшафтных образований было продиктовано отечественной теорией
биоценозов (школа В.Н. Сукачева) и антропогеоценозов (В.П. Алексеев)3, 4, 5. Возникает необходимость рассмотреть теперь эти образования с точки зрения ландшафтного капитала. Антропоценоз возникает как совокупность адаптивных средств для обслуживания человеческой персональности. Такое средство представляет собой, например, народная медицина. Культуроценоз обслуживает коллектив, хозяйствующий на определенной территории. В нем более выражены природно-адаптивные черты. К примеру, старинная русская соха и весь хозяйственный уклад были приспособлены к обитанию в лесной зоне Восточной Европы.

Экофильная составляющая
Явная экофильность человеческих исторических ценозов суть ландшафтной капитализации. Причем эти
ценозы отражают двуединство капитализации, где антропоценоз обслуживает личностно-человеческий капитал, а культуроценоз – социально-корпоративный. Эти ценозы капитализируются на региональном уровне, так как созданы человеческими локальными популяциями.

Верхнее Поочье – национальный ландшафт. Личностный фактор
Полноценность личности немыслима без ее национального уровня. Ландшафты как окрестности личности образуют ценность — ландшафтную среду. Д. С. Лихачев называл эту среду «экологией культуры». Он видел в природе равноправного участника цивилизационного процесса. Его мысли были удивительно созвучны теории ноосферы В.И. Вернадского. Современная теория национального ландшафтного траста («доверия») доказывает не только правильность мысли выдающихся отечественных ученых, но и содержит реальный управленческий механизм для реализации объединенных идей ландшафтного капитала и капитала человеческого на практике.

Уникальность Калужской области
Калужская область, Верхнее Поочье с обилием рек больших и малых, озер, болот и родников, лесов и освоенных угодий наилучшим образом высвечивает архетипный ландшафт России. Уже поэтому данный ландшафт несет в себе идеальный. Верхнее Поочье имело сложную этническую и политическую историю, в ходе которой осваивались и развивались антропоценозы и культуроценозы, а также городские ценозы. Особое внимание к ландшафтам области требуется в связи с тем, что она сильно пострадала при Чернобыльской катастрофе.

Городской ландшафт. Город как особый ценоз
В том мнении, что городская среда делает человека свободным, есть глубокий смысл. Исторически город возникал как средоточие наращения духовного капитала. Достойно особого внимания то обстоятельство, что в средневековье европейцы называли Русь «Гардарика», что значит «Страна городов». В те эпохи многие города возникали не только на торговых потоках, например, у мостов, где шел товарообмен, но и на потоках духовной энергии: в «пустынях», в которые уходили особо религиозные люди, накапливалось народонаселение и там возникал город6. Такие города, как Дели и Санкт-Петербург, возникли по воле правителей с первоначальной военно-оборонительной функцией. Конечно, множество городов возникло как центры ремесленного производства. Но и в этом случае огромную роль играло изготовление знаков символического капитала (например, высококачественных предметов обихода, в том числе, предметов роскоши).

Удивительно, но факт – городская жизнь в этом краю всегда была развитой. Об этом говорит и раннее пробуждение промышленных производительных сил и даже такое выдающееся событие, как сопротивление граждан Козельска нашествию Батыя (ХIII век). Примечательно, что в Калужском крае крестьянский уклад не был натурально-замкнутым, а ориентированным на рынок (пеньковое производство для нужд парусного флота, льняных тканей, железоделательное производство, деревянная утварь, игрушки и т. д.).

Городской ценоз как ландшафт суммирует все виды ландшафтов, начиная от физических (1) и кончая всей гаммой социоприрдных в их логической последовательности: архетипно-народный (2), идеально-витальный (3), атропоценозный (4), культуроценозный (5) и, наконец, национальный (6).

Гуманитарный капитал ландшафтов Обнинска
Такое стягивание ландшафтов в городе дает нам общую модель городского ландшафта Обнинска. Самое
главное — в городе и его округе представлены все 6 типов предварительно выделенных социоприродных ландшафтов. Тем самым город Обнинск имеет возможности сам воздействовать на окружающие его физические и гуманитарные ландшафты и распространять городской образ жизни, повышая качество жизни у населения северной половины Калужской области. Иначе говоря, Обнинск уже выполняет роль настоящего мегаполиса. Город, ставший таковым совсем недавно (1956), не просто дитя усилий огромной страны, но уже в своей возмужалости подставляет плечо нашей стране в задаче выйти в новое цивилизационное пространство.

II. Ландшафты Обнинска. Географический анализ

Характеристика географических ландшафтов Обнинска дана на основании многолетнего преподавания
предмета географии в школах Обнинска и подготовленной рукописи книги «География Обнинска».

С точки зрения национального ландшафта страны Обнинск и его окрестности показательны тем, что здесь представлены важнейшие этапы геологической истории Восточно-Европейской равнины и истории её физических и антропогенных ландшафтов.

Городскую территорию, ограниченную рамками городской черты Обнинска, с разнообразными категориями природных, социальных, культурных, исторических и экономических условий необходимо рассматривать как единую целостную систему, имеющую взаимодействие всех природных и антропогенных сред. В рамках города Обнинска и его сопредельных территорий сформировался крупный природный географический комплекс, в котором нами на основе существующих представлений выделен ряд ландшафтов.

Данный ряд носит природный, социокультурный, исторический и экономический статусы. Урбанистический ландшафт Обнинска имеет исторические, социальные, экономические и природные составляющие. Данные составляющие находятся в противоречии друг с другом. Городская среда — это сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. С одной стороны городская среда — это среда жизни горожан, с другой стороны, данная среда материальна, в ней потребительское отношение с целью экономической выгоды к природно-городскому ландшафту диктует сиюминутные ориентиры. Городская среда, в третьих, является носителем духовной культуры. Гармоническое воздействие среды на настроение, сознание, здоровье, комфорт,
гордость позволяет создавать образ или «Дух» места.

Теоретической основой для современного представления о ландшафтах служит концепция о
взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов, реализующихся в природной среде, которая нашла плодотворное развитие в трудах В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, Л.С. Берга, В.Н. Сукачева и др. И.П. Герасимов пришел к выводу, что «нет двух систем – природной и социальной, есть единая система, которую следует максимально оптимизировать». Поэтому оценка состояния ландшафта должна включать три подхода – компонентный, комплексный и интеграционный.

Нами предпринята попытка ландшафтного районирования территории Обнинского края. В данной
классификации можно выделить несколько типов ландшафтов.

Природные ландшафты. Под природными ландшафтами нами понимается географическая территория, не
преобразованная человеческой деятельностью, а потому обладающая естественным саморазвитием.

Лесные ландшафты в пределах городской территории занимают самое большое пространство (более 45%). Бытует мнение, что город Обнинск расположен в лесу. Правда лес этот носит характер искусственного насаждения – это восстановленные леса. Для данного ландшафта характерен пятиярусный характер расположения растительных сообществ. Древесный ярус представлен осиной, дубом, сосной, елью, березой. Подлесок представлен рябиной, лещиной, липой, калиной. В кустарниковом ярусе можно встретить в городской черте и на ее сопредельных территориях можжевельник, бересклет, черемуху. Нами выделяется еще один ярус, который мало свойственен
для Средней полосы – кустарничковый ярус, где произрастают брусника, черника, костеника, ожика волосистая, кислица. В травяном ярусе растут ландыш, герань, вейник наземный, плауны, хвощи и довольно распространен по 1 надпойменной террасе хвощ зимующий. В первом ярусе встречаются мхи, лишайники, мицеллы. Сосновые лесные ландшафты более распространены в южной части нашего края. Северные территории более представлены темнохвойными еловыми лесными сообществами. Выделенные нами лесные ландшафты уместнее называть как урболесные, так как они более обязаны своим происхождением присутствию города в нашем крае.

Луговые ландшафты в нашем крае занимают опушковые пространства, и видовые сообщества представлены более злаками: тимофеевкой, осотом, лисохвостом, клевером, вереском, васильком. Пойменные ландшафты распространены в пойме долины Протвы и ее крупных водотоков. Растительные сообщества представлены ежой сборной, овсяницей луговой, мятликом луговым, тимофеевкой луговой, а в сырых местах высокой и низкой поймы встречаются лисохвост, луговик, клевер, донник белый.

Урбоприродные (парковые, скверовые, рекреационные, искусственных водоемов и лесонасаждений,
пляжные) ландшафты занимают на территории города подчиненное положение, и их сообщества представлены декоративными деревьями и кустарниками для озеленения городов.

Техногенные (промышленные, научно-производственные, сельскохозяйственные, садово-дачные, дорожные) ландшафты в нашем городе занимают довольно большие площади (более 20%).

Селитебные (одноэтажной застройки, среднеэтажной застройки, многоэтажной застройки) ландшафты
в нашем городе занимают большие площади (до 40%) и отличаются только величиной площади растительных сообществ.

Требует довольно пространной проработки понятие историко-культурного типа ландшафта (городищ,
курганов, древних поседений, музеев, культурных центров).

На основании наших исследований созданы следующие оригинальные картосхемы:
1) геологическая карта Обнинска и окрестностей;
2) почвенная карта;
3) карта сельскохозяйственных загрязнений;
4) генеральная ландшафтная карта;
5) ланшафтно-селитбельная карта;
6) карта плотности населения;
7) образовательное поле Обнинска;
8) карта геологических и географических экскурсионных маршрутов.

Обнинские ландшафты играют огромную воспитательную роль для подрастающего поколения. Дети с
огромным интересом узнают, что некогда здесь плескалось море Тетис, проходили грандиозные геологические разломы, чрезвычайно характерные для Калужской области в целом, с интересом держат в руках куски гранита, принесённого сюда ледником из Скандинавии и совершенно идентичные Финляндскому граниту.

Наша земля, оказывается, очень рано была освоена человеком и была благоприятной средой для его
поселения и развития как в древние времена, так и сейчас.

III. Ландшафты Обнинска. Исторический анализ

Исторические антропоценозы округи Обнинска в древнейшие времёна
Более подробно этот вопрос рассмотрен в работе7. Рельеф бассейна Протвы – характерный моренный сформировался Московским оледенением 120-100 тыс. лет до н. в. между крупными лопастями ледника. Вторые террасы состоят из флювиогляциальных отложений, но на третьих имеются незначительные лёссовые покровные суглинки. Слабо выражена — только в районе устьев притоков – низкая 1 терраса, возвышающаяся над поймой на 2-4 м. Ниже Обнинска Протва получает широкую долину, весьма напоминающую небольшой тектонический разлом. Появляются старицы. В нижней части берега хорошо террасированы.

Мамонтовая фауна может залегать в толще 2 и 3 террас. Стоянок палеолита в настоящее время не известно, но вероятность их открытия есть, особенно при устьях главных притоков, таких как река Лужа.

Первые находки кремневых орудий на 2 террасе сделаны С.Бурылиным в р-не городища Обнинск 1. Отличный скребок на пластине. Обработанные кремни встречаются и на городище. Это скребок на крупной пластине, какие обычно свойственны иеневской культуре. Места вокруг Обнинска вполне типичны для таких памятников, особенно при устье Лужи, и надо ждать ещё таких находок на высоких террасах, особенно на участках, где сохранились покровные суглинки. Таков же и мыс Кривской излучины р. Протвы… Но более вероятны такие находки ниже по течению, и чем ближе к устью Протвы, тем вероятнее.

Здесь, на участке, где долина Протвы резко расширяется, приобретая вид долины сброса ледниковых вод с широкой поймой и множеством стариц, могут быть и мезолитические, и неолитические памятники, но выше устья Лужи – маловероятно.

Сочетания пойменных лугов и высоких мест любили и скотоводы бронзового века — фатьяновцы, а леса – дубравы – их экологическая ниша. Так что вероятность находок фатьяновских памятников тут тоже велика. Опять – от устья Лужи вниз. Но стоит обратить внимание, что рельеф верхней Протвы такой же, как и в местах древнейших фатьяновских могильников типа Ханёвского, Ивановогорского. Верхняя Протва – на прямой дороге между Десной и Верхней Москвой, т.е. как раз на пути этой первой фатьяновской миграции. Здесь также могут оказаться кратковременные стоянки с лапчатой керамикой, миграция верхнеднепровской культуры на Оку и Верхнюю Волгу могла затронуть и район Обнинска. Это пока потенциальные, еще не выявленные у нас культуры.

Остаётся открытым вопрос о памятниках финального этапа культуры эпохи бронзы. Она могла иметь вид и культуры сетчатой керамики (и возможное ее проявление — нижний слой многослойного селища Кривское 3), и какого-то варианта культуры наследия фатьяновцев.

Железный век на Протве наиболее полно представлен. Городища Верхней Оки не входят в дьяковскую культуру, хотя взаимодействуют с ней. Материалы Каширского, Корыстовского, Мутёнковского, Подмокловского городищ перекликаются с верхнеокскими, и далее с юхновской культурой. Т.е., это мир южной части лесов и лесостепи, и через эту группу шло влияние степи на дьяковскую, но не наоборот. Достоверных дьяковских памятников к ЮЗ от бассейнаьМосквы- Пахры нет. Даже здесь проявляется южное влияние (Саввино-Сторожевское городище Звенигородского района, вероятно – верхне-окское). Дьяковский комплекс Кривского, выделяемый Массалитиной, скорее всего тоже типа Каширской группы. Культурные связи каширских памятников тянутся также на Десну, В. Днепр и В. Даугаву (Днепро-Двинская культура).

Поздняя фаза железного века (римская эпоха) соответствует мощинской и зарубинецкой культурам.
Великолепное городище этой эпохи, бывшее, вероятно, феодальным замком – Анисимовское. Огубское городищем не является – это крупное открытое поселение. Мощинскую культуру можно считать одной из западно-балтских, соответствующей культуре голяди в 1 тыс. н.э. Ее проявление по Оке повторяет схему расселения каширской.

С 11 в. распространение ремёсел и экономических связей ведёт к нивелировке культурного своеобразия народов центра Русской равнины. Голядь становится всё более похожа на восточных славян. Возможно, к этому времени относится и языковая ассимиляция, чему весьма способствовала давняя родственная связь с культурами лесостепи, которая фиксируется в каширской культуре. Фактически, голядь была весьма сильно славянизированной группой и на ранних этапах. Это проявляется также в принятии зарубинецких и черняховских новаций и влияний в этой культуре.

Вокруг Обнинска немало памятников с грубой гончарной керамикой 11–12 в., в которой проявляются
общеславянские черты, но более всего в ней видны признаки керамики бассейна В. Днепра, что тоже указывает на западные связи в пределах того же региона балто-славянского контакта. Характерен этот комплекс для Кривского 3. Вероятно, это и есть летописная голядь. С этими комплексами следует ожидать могильников с трупосожжениями и курганов. Последние могли быть и в 12-13 в. после погрома, учинённого на Протве Новгород-Северским князем Святославом Ольговичем, союзником Юрия Долгорукого.

Рубеж между памятниками с раннегончарной керамикой и кануном монгольского нашествия достаточно
резок. Он мог быть связан со сменой значительной части населения. Но вероятен также и экономический подъём эпохи феодальной раздробленности. Вероятно, начинается влияние городского ремесла. Но городов этого времени поблизости не видно.

В период монгольского нашествия земли по Протве попали под влияние Рязанского княжества и лишь в 14 в при Иване II отошли к Московскому княжеству. После этого началась их история в процессе централизации Московского государства в составе Боровско-Серпуховского княжества и, начиная с 15 в, окончательно в составе Московского государства. Население Протвы в это время было вполне русским, точнее, центрально-южнорусским.

Текст
Я.В. Чеснов канд. ист. наук, ведущ. научн. сотр. Института человека, Института Философии РАН, Москва
В.В. Сидоров канд. ист. наук, старш. научн. сотр. Института археологии РАН, Москва
П.И. Гремченко, Б.И. Изнюк, В.А. Тарасов ОКрО «Репинка», Обнинск
А.А. Могильнер НИЯУ МИФИ ИАТЭ, Обнинск
М.М. Рассказова канд. биолог. наук, НИЯУ МИФИ ОИАТЭ, Обнинск




1 Успенский Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Тула, 1987. С. 307.
2 Тарасенко В. Фрактальная логика. Предисловие С. П. Капицы. М., 2002.
3 Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
4 Он же: Культуроценоз северного района // Человеческий потенциал Парфеньевского района Костромской области. М., 2003.
5 Он же: Антропоценоз северного района. Там же.
6 Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового запада. М., 1992. Гл. 6. Пространственные и временные структуры.
7 Сидоров В.В. Древнейшая история окрестностей Обнинска/Обнинский краеведческий сборник. Материалы историко-краеведческой конференции «Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры», Обнинск, 2011. С. 169–196.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.