Усадьбы Белкино, Бугры, Турлики и их владельцы в творчестве В.А. Серова

По страницам биографии художника


Дом в Буграх. Начало XX века

На территории современного города Обнинска Калужской области приютились три неподалеку расположенные друг от друга усадьбы — Белкино, Бугры (ныне дача Кончаловского) и Турлики-Михайловское (ныне Морозовская дача). В конце XIX — начале XX века их владельцы Обнинские-Трояновские были связаны между собой тесными родственными узами и воспринимались как единый «клан», а их усадьбы — как своеобразный культурный центр, обладавший особой притягательностью для музыкантов, поэтов, художников. В 1904 году по приглашению Ивана Ивановича Трояновского (1855–1928), владельца имения Бугры, здесь два летних месяца гостил и работал выдающийся русский живописец и график Валентин Александрович Серов (1865–1911).

С И.И. Трояновским, начинающим коллекционером, но уже популярным в среде московской творческой интеллигенции доктором, Серов и его друг И.И. Левитан познакомились во второй половине 1880‑х годов. Вскоре он стал не только их другом, но и лечащим врачом — оба художника страдали серьезным заболеванием сердца.

И.И. Трояновский по окончании медицинского факультета Московского университета работал в городских больницах Первопрестольной, одновременно занимался обширной частной практикой. Учился у живописца Сергея Арсеньевича Виноградова, достиг значительных успехов, но избрал в жизни другую стезю. В 1884 году он женился на дочери калужского дворянина, действительного статского советника, судебного деятеля и публициста П.Н. Обнинского Анне Петровне (1862–1920), получившей в приданое имение Бугры в Малоярославецком уезде Калужской губернии.

В 1900 году Левитан серьезно заболел, к его лечению подключился доктор Трояновский, но все попытки спасти художника оказались напрасными. Серов как участник от России находился на Всемирной выставке в Париже. Узнав о смерти своего друга он, потрясенный, тут же вернулся в Москву.


Дом в Турликах. Начало 1900-х годов


Дом в Белкино. Конец XIX века

Это трагическое событие сблизило Серова с семьей Трояновских. Анна Петровна — прекрасная пианистка, умная, образованная, общительная хозяйка — была душой собиравшегося в их уютном
домике на Молчановке общества. Сюда «на огонек» заходили В.Д. Поленов, Н.Р. Кочетов, Ф.И. Шаляпин, И.Э. Грабарь, В.Я. Брюсов, И.С. Остроухов и другие. Часто навещать Трояновских стал и В.А. Серов.


Бугры. Семья Трояновских. 1900 год


Трояновские за самоваром. 1900 год


Слева направо: К.А. Обнинская, Н.В. Сапожникова, А.И. Трояновская, А.П. Трояновская, И. И. Трояновский

Где бы Серов ни находился, Иван Иванович постоянно следил не только за его творческими успехами, но и за здоровьем. В письмах художника к жене Ольге Федоровне время от времени встречаются такие сообщения: «Был у Трояновских, последние остатки от воспаления легкого
прошли, исчезли»; «Чувствую себя хорошо, Трояновского не застал»1.

Осенью 1903 года Валентин Александрович в очередной раз тяжело заболел. Врачебный консилиум установил наличие опасной язвы в желудке. Операцию делал хирург Березкин. Серов пожелал, чтобы
на ней присутствовали его друзья‑врачи — С.С. Боткин и И.И. Трояновский.

Только в конце января 1904‑го Серов оставил больницу и переехал на свою квартиру. Выхаживал его И.И. Трояновский. «В течение двух месяцев ежедневно навещал он художника на дому, делая перевязки. Всегда веселый и жизнерадостный, много шутил, старался развлечь больного. Серов, лежа в постели, наблюдал за доктором, ничем не выдавая своего внимания. Не меняя мрачноватого выражения лица, разговаривал и что‑то зарисовывал украдкой. Обладая тонким чувством юмора и чутьем художника, Серов сумел уловить характерные черты доктора и изобразил его в виде фанфаронистого петуха, и тут же в углу листа с характерным для него юмором написал: «От неблагодарного пациента. Серов»2. Трояновский, что называется, был сражен.

Здоровье Валентина Александровича восстанавливалось медленно. Врачи советовали ехать в Италию. Денег на это художник не имел. Помогла известная меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, хорошо знавшая Серова (он писал портреты ее сыновей и мужа). По возвращении в Москву 21 мая Серов сообщает А.М. Васнецову: «Съездил в Италию превосходным образом и очень доволен»3.

Серовы всей семьей отправляются на дачу в Ино (Финляндия), а со второй половины июня по приглашению доктора И.И. Трояновского художник почти два месяца живет в имении Бугры.

Дом в Буграх с террасой и мезонином стоял на склоне холма, гармонично вписываясь в окружающий пейзаж. Со стороны южного фасада на косогоре располагался живописный сосновый парк. Из белой
изящной беседки‑ротонды открывался великолепный вид на заливные луга.

Красота природы, хлебосольные, гостеприимные хозяева — все нравилось Серову. Небольшого роста, мешковатый, неповоротливый, внешне угрюмый, на самом деле он был веселым милейшим человеком. Азартно, ловко играл в городки и крокет. Вечерами, собравшись в большой комнате, где деревянные неокрашенные стены дышали теплом и деревенским уютом, удобно рассевшись в плетеных креслах, читали вслух Диккенса или Успенского, которых Серов очень любил. Целыми днями бродя по окрестностям с альбомом в руках, художник делал зарисовки животных и птиц для иллюстраций к басням И.А. Крылова. Одну из иллюстраций — к «Волку и журавлю» — Серов тогда же подарил Трояновскому.

Тогда же побывал Валентин Александрович и в Белкино. Усадьба утратила свой прежний блеск. Дом ветшал, зарастал парк. «Из нескольких написанных [Серовым] в Белкине этюдов удался только один зал старого дома»4. Этот этюд лег в основу грустной лирической картины.


В.А. Серов. И.И. Трояновский. Шарж. Бумага, картон. 1903 год

В двух верстах от Белкина находилось небольшое имение Турлики. Его владелец, отставной гвардейский офицер, видный земский деятель, предводитель малоярославецкого дворянства, председатель Калужской губернской земской управы, Виктор Петрович Обнинский (1867–1916), в 1901 году с женой и маленьким сыном вернулся из Петербурга сначала к родителям в Белкино, а затем переселился в только что отстроенное имение Турлики. С Обнинским и его супругой Клеопатрой
Александровной (1880–1927) Серов познакомился в начале 1902 года у Трояновских (Анна Петровна приходилась В.П. Обнинскому родной сестрой).

Художник переехал в Турлики с целью написать портрет хозяйки дома. Здесь все располагало к отдыху и работе: и белокаменный особняк с балконами, верандами и башенками, крытый красно‑коричневой марсельской черепицей, напоминающий замок, и чудесный парк с включением соснового бора, и река Протва с купальнями и лодками. Серов долго, пристально наблюдал за двадцатичетырехлетней хозяйкой, изучал «модель» в различных условиях — дома, на улице — и в итоге создал нежный лиричный графический портрет Клеопатры Александровны с ручным зайчиком5. Этот портрет справедливо считается одним из серовских шедевров.

В 1905 году Серов пишет портреты Анны Петровны Трояновской, «с которой он дружил и которую высоко ценил», — погрудный и в ростовой. Особенно удался последний: «На небольшом листе бумаги
рисунок почти в одном контуре, но контуре безошибочном и много говорящем. Фигура не стоит на месте, а как бы движется, идя в профиль влево, слегка наклонившись в левую сторону и повернув голову на зрителя. Рисунок этот — верх совершенства даже в серовском масштабе и показывает, что уже в 1905 году Серов искал упрощенности выражения и певучести линий, к которым окончательно подошел только под конец жизни»6.

В 1906 году Серов создает портрет В.П. Обнинского, недавно избранного депутатом Первой Государственной Думы, запечатлев «образ лидера, человека-трибуна»7. Тогда же он сделал подаренный Обнинскому рисунок «На заседании Первой государственной Думы»8. После роспуска Думы за подписание Выборгского воззвания В.П. Обнинского приговорили к 3 месяцам тюремного одиночного заключения. В.А. Серов 15 августа 1908 года пишет И.И. Трояновскому: «Кланяюсь очень В.П. Думаю, ему теперь легко — вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее — совестно»9.


В.А. Серов. Зал старого дома Белкино. 1904 год


Виктор Петрович и Клеопатра Александровна Обнинские. 1900 год

Художник поддерживает дружбу с Обнинским и Трояновским и в последующие годы, встречаясь с ними на заседаниях общества «Свободная эстетика». Образованное в 1907 году, оно объединяло более
сотни поклонников искусства. Среди них близкие Серову люди — учредители общества И.И. Трояновский, В.П. Обнинский, И.С. Остроухов, В.Д. Поленов, И.Э. Грабарь, В.Я. Брюсов, и другие. Сам же Серов на собрании учредителей 7 апреля 1907 года был избрани в состав руководящего Комитета10.

В 1909 году у материально нуждавшегося В.П. Обнинского М.К. Морозова приобрела имение Турлики. Своей подруге Е.И. Полянской она писала: «Я очень глубоко рада, что имение куплено. Это большое событие для меня. Наконец‑то я успокоюсь и устроюсь. Эти заботы будут мне милы». Новая владелица переименовала Турлики в Михайловское (очевидно, в память о покойном супруге Михаиле
Андреевиче Морозове) и занялась его обустройством. «Здесь мне каждый уголок дорог, каждый уголок мной устроен, столько вложено любви в каждое деревце, цветок, травку! Все здесь до последней песчинки мне мило и дорого»а11.

Ранее В.А. Серов написал портреты М.А. Морозова и его сыновей — четырехлетнего Михаила («Мики») и Юрия. Маргарита же Кирилловна, несмотря на хорошие отношения с художником, долго не решалась заказать ему свой портрет. Серова она всегда немного стеснялась и даже побаивалась. По мнению Морозовой, «тяжелой его чертой был какой‑то юмористический пессимизм по отношению к людям. Он своим наблюдательным трезвым взглядом видел в каждом человеке карикатуру». Только в 1910 году Серов начал работу над портретом Маргариты Кирилловны — к тому времени уже хозяйки Михайловского. Портрет, однако, остался незавершенныма12.

С 1908 года И.И. Трояновский жил в Скатертном переулке. Накануне смерти, вечером 21 ноября 1911 года, В.А. Серов два часа провел у доктора. «Играли в карты. Валентин Александрович за игрой жаловался на сердце. Ничего, — успокоил его Иван Иванович, — мы Вас на лето в Баден-Баден отправим, и как рукой снимет Вашу хворь. Богатырем вернетесь»а13.

От Трояновского Серов поехал к Илье Семеновичу Остроухову. Говорили об искусстве, о делах Третьяковской галереи. Засиделись до полуночи. Серов очень веселился, много острил. Тогда присутствовавшие не знали, что видят его в последний раз.

«На следующий день утром, — вспоминала дочь художника, — ему надо было ехать писать портрет кн. Щербатовой. <….> Папа нагнулся, чтобы взять туфлю, вскрикнул и откинулся на кровать. <…> Брат был послан за доктором Иваном Ивановичем Трояновским, другом нашей семьи. Иван Иванович, сел на кровать и приставил трубку к сердцу. «Все кончено», — сказал он»а14.

Уход мастера тяжело переживали друзья — Трояновские, Обнинские, Кочетовы, Ф.И. Шаляпин, В.Д. Поленов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Васнецов, М.К. Морозова… В.Я. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

Живописные работы В.А. Серова


Портрет К.А. Обнинской с зайчиком. Картон, сангина, уголь, пастель. 1904 год


Портрет В.П. Обнинского. Бумага, карандаш. 1906 год


Портрет М.К. Морозовой. Холст, масло. 1910 год

Портреты А.П. Трояновской. 1905 год


Бумага, карандаш, сангина


Портреты А.П. Трояновской. 1905 год

Текст Зинаида Викторовна Васильева



1 Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. Л., 1985. С. 429–430.
2 Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ф. 48. Оп. 1. Ед. хр. 22. Шарж был повторен В.А. Серовым в 1908 г.
3 Валентин Серов в переписке…
4Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1914. С. 158.
5Там же. С. 158, 167; Горьковский художественный музей. Л., 1986. Илл. 85.
6 Грабарь И.Э. Серов‑рисовальщик. М., 1961. С. 27.
7 Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов… С. 164, 188.
8 Хранится в архиве Государственного музея современной истории. На обороте надпись: «Дума. Июнь 1906 г.».
9 Валентин Серов в переписке… Т. 2. Л., 1989. С. 145.
10 РГАЛИ. Ф. 832. Оп. 1. Ед. хр. 14.
11 Там же. Ф. 128. Оп. 1. Ед. хр. 137. Письмо от 22 мая 1909 г.
12 Находится в Днепропетровском художественном музее.
13 Кочетов Н.Р. Некролог // Московский листок. 1911. 23 ноября.
14 Цит. по: Копшицер М.К. Валентин Серов. М., 1972. С. 390.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.