«Годуновский вяз» в Белкино

Усадьба Белкино, расположенная фактически в городской черте Обнинска, как и все старые усадьбы, овеяна легендами. По одной из них, Белкино посещал проездом сам Александр Сергеевич Пушкин, по другой, из усадьбы ведёт подземный ход на другой берег Зайцевского (Белкинского) оврага, третья, существующая практически в каждой усадьбе, говорит о зарытом кладе. Все они, скорее всего, выдумки, но без них жизнь была бы слишком скучной.

Есть ещё одна легенда, связанная с Белкино: о вязе, посаженном, по преданию, ещё во времена, когда усадьбой владел Борис Годунов, первый выборный царь на Руси. В «Записках» графа Михаила Дмитриевича Бутурлина, семье которого принадлежало Белкино в первой половине XIX века, говорится: «Наше детское сборное место летом в Белкине было под огромным вязом в три человека в обхват, и существовало предание, что он посажен был Борисом Годуновым и что под этим лесным исполином зарыт был клад. Макушка его выглядывала в то время из-за нескольких вёрст в округе, как маяк. Вяз этот стоял отдельно на квадратной площадке, насупротив самого дома, а с трёх боков площадки начинался регулярный стриженный сад из старых лип»1.

Славяне, как и все индоевропейцы, издавна, ещё с каменного века, поклонялись деревьям. Наиболее чтимы были высокие старые деревья, стоящие отдельно и возвышающиеся над остальными деревьями. Наиболее чтимым у славян был дуб, но почитались также и другие высокие деревья: вязы, ясени, кедры и др.

Дерево связывает все три мира: корни уходят в подземный мир злых духов – навь, ствол находится в реальном мире людей – яви, а вершина уходит в верхний божественный мир – правь. Дерево олицетворяет собой единство мира, являя так называемое «мировое дерево».

С приходом христианства славяне перестали поклоняться деревьям как божествам, но особое отношение к наиболее высоким и мощным деревьям осталось до сих пор. Недаром, по преданию, Борис Годунов посадил в усадьбе Белкино вяз, которым гордились все владельцы усадьбы.

Вяз-великан сохранился и в пушкинской усадьбе Михайловское (поэт тоже любил «дряхлый пук дерев»). Это ещё одна ниточка, связывающая Александра Сергеевича и Белкино.

Попробуем хотя бы примерно определить, когда мог быть посажен вяз. Борис Годунов получил Белкино в приданое за дочерью главного опричника Малюты Скуратова (Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского)– Марией. Точная дата их свадьбы неизвестна, но известно, что в 1571 году на очередной свадьбе Ивана IV Грозного с Марфой Собакиной Борис присутствовал вместе с молодой женой. Т.о., Годунов мог получить Бел- кино около 1570 года или чуть раньше. Ему в ту пору было примерно 18-20 лет (точная дата рождения Бориса Годунова неизвестна) и он ещё не был всесильным боярином. При дворе служил в звании постельничьего его дядя Дмитрий Годунов, который и вытащил племянника из глухого костромского захолустья. Борис, не имея в то время других подмосковных имений, кроме Белкино, по-видимому, имел бóльшую возможность обратить внимание на его благоустройство, чем в последующее время бурной политической карьеры. Вероятно, именно в это время, в 70-е годы XVI столетия, и был посажен вяз, вырыты пруды и построен деревянный шатровый храм в честь святых покровителей Годунова, великомучеников Бориса и Глеба. Таким образом, в начале своей жизни вяз был свидетелем многих событий конца XVI века: конца опричнины, смерти Ивана Грозного, царствования Фёдора Иоановича и Бориса Годунова, установления патриаршества в России. Видел он за свою долгую 350-летнюю жизнь многих хозяев и многие события. Около 1820 г. в вяз ударила молния. Над пострадавшим деревом сделали специальную крышу, и он простоял до 20-х годов нашего XX столетия2.

Владевшие Белкино с 1840 по 1918 годы, Обнинские также очень почитали вяз. Под его сенью любили чаёвничать, устраивать представления, играть в гольф, фотографироваться. Сохранились фотографии вяза, сделанные в начале века В.П. Обнинским. Фотография тогда только входила в моду, и В.П. Обнинский, любитель всяких технических новинок, страстно увлёкся ею. Благодаря этим фотографиям и удалось с помощью сотрудника Музея истории г. Обнинска Л.Б. Сорокиной установить место, где рос вяз. Когда вяз окончательно погиб, точно неизвестно, но, по-видимому, в начале 20-х годов прошлого века, когда после национализации за усадебным парком перестали ухаживать.

Идею посадить новый вяз на месте «годуновского» впервые высказала в 1992 г. Л.Б. Сорокина3. Эта идея долго зрела в сердцах краеведов и, наконец, 7 мая 2000 года, последнего года XX столетия, была осуществлена силами нескольких общественных организаций и добровольцев. Посадка вяза стала настоящим праздником и поистине всенародным деянием. В мероприятии приняли участие и взрослые и дети, всего около 50 человек. Организаторами акции были обнинское краеведческое объединение «Репинка», музейный клуб «Музея атомной энергетики России», историко-краеведческий клуб АРКОС, экологический клуб школы № 11 ЭКОС и другие организации. В посадке участвовали дети и преподаватели Воскресной школы при храме Бориса и Глеба и дети из детского дома «Милосердие». Саженец вяза нам подарило Малоярославецкое лесничество, торфяное удобрение − обнинский «Зеленстрой», а АОЗТ «Агрофирма Кривское» – тракторную тележку плодородной земли. Руководил посадкой обнинский лесник Николай Александрович Погорельцев, так что она была осуществлена на высоком профессиональном уровне. Телекомпания CINV проводила съёмку (сюжет был показан в вечерних новостях «Окно»), а известный обнинский музыкант, руководитель оркестра «Ренессанс», председатель Лиги культуры г. Обнинска И.В. Иванов исполнил на трубе приличествующие случаю мелодии. Воскресная школа, расположенная в усадьбе Белкино, взяла шефство над вязом. У вяза была установлена табличка, информирующая о том, что это за дерево4, 5.


Рис.1. Вяз в начале XX века. Фото В.П.Обнинского

Но, к сожалению, несмотря на столь большое внимание, уделённое вязу, он не смог устоять против современных вандалов. Однажды тёмной осенней ночью саженец исчез. Перекочевал на усадьбу к какому-либо «новому русскому» или просто был уничтожен бездушными вандалами – неизвестно.

Второй вяз мы взяли по указанию все того же Н.А. Погорельцева на одной из улиц пригорода г. Малоярославца и посадили его в ноябре 2002 г. Вяз был в очень хорошем состоянии и хорошо прижился. Наиболее активно в посадке вязов участвовали краеведы М.М. Гайдин, Б.И. Изнюк и В.А. Тарасов. Вся акция называлась «От Бориса Годунова до Бориса Изнюка». Но, к сожалению, и этот вяз был уничтожен весной 2004 г. при расчистке парка и подготовке его для посадки новых лип на месте старых аллей и проведения дорожек.

После этого судьба усадьбы и вяза, в том числе, перешла в руки «Культурно-экологического Фонда «Усадьба Белкино» под руководством О.В. Есинского. Краеведы долго убеждали его в необходимости осуществить посадку «годуновского вяза». Наконец в 2009 году, во время очередного весеннего субботника в Белкинском парке под снежным зарядом проблема разрешилась. Когда мы все вместе стояли, посыпаемые снегом, Олег Викторович расчувствовался и выделил средства на приобретение саженца вяза и его доставку. Мы приобрели сортовой саженец в государственном селекционном лесопитомнике в г. Ивантеевке Московской области. Высота саженца около 3 м, ствол прямой, как стрела – сами выбирали. Наконец 23 апреля 2009 года саженец был торжественно посажен при участии школьников из 16 школы, краеведов, представителей обнинской общественности и рабочих-таджиков, которые играли в транспортировке и посадке вяза не последнюю роль. Акцию по окончательной посадке вяза мы поручили школьникам, поскольку именно детские руки и сердца должны дать вязу новую жизнь. Руководил доставкой и посадкой саженца известный общественный деятель и краевед С.В. Спиченков.

Мы надеемся, что этот третий вяз, находящийся под патронажем Фонда «Усадьба Белкино», приживётся и его никто не посмеет сломать. Фонд будет беречь и охранять вяз, как и всю усадьбу, чего так не хватало краеведам в их благородном порыве. Наконец-то у усадьбы появился хозяин!

Этот вяз, подобно «мировому дереву» древних славян, олицетворяет связь времён. Его корни уходят в культурный слой усадьбы Белкино, где сохранились предметы, современные хозяевам усадьбы: Годунову, Долгоруким, Воронцовым, Бутурлиным и Обнинским, ствол соприкасается с нами, а крона устремлена в будущее. В настоящее время на вязе появились молодые листочки и он радует молодой листвой глаз посетителей парка. Мы надеемся, что в нашем вязе, как и в его предшественнике − вязе «годуновском», заключена душа усадьбы Белкино и он со временем станет одним из её символов.

Вяз хорошо прижился. Но ураган в июне 2010 г. повредил и его. Марина Рассказова, профессиональный биолог, член нашего краеведческого объединения «Репинка», залечила его раны, и он опять воспрянул. Надеемся, что надолго, как и вся усадьба в её новом рождении6.

В заключение автор выражает благодарность Л.Б. Сорокиной и Т.М. Лариной за предоставленные исторические сведения о судьбе вяза и усадьбы Белкино.


Рис. 2. Посадка вяза 23 апреля 2009 г. Путь в будущее


Рис. 3. Посадка вяза. В центре О.В. Есинский

Текст В.А. Тарасов

*Данный материал взят из книги «Приобнинский край. Город и окрестности. История и современность» (труды обнинского краеведческого объединения «РЕПИНКА»)



1 Обнинск: история города и края с древнейших времён до наших дней / Т.М. Ларина, В.Г. Бровкина, В.А. Тарасов и др. Под ред. Т.М.Лариной. – Обнинск: Принтер, 2001. Гл. 2.
2 Обнинск: история города и края с древнейших времён до наших дней / Т.М. Ларина, В.Г. Бровкина, В.А. Тарасов и др. Под ред. Т.М.Лариной. – Обнинск: Принтер, 2001. Гл. 2.
3 Сорокина Л.Б. Вяз Бориса Годунова в усадьбе Белкино // Дело. 1992.
4 Тарасов В.А. Белкинскому вязу зеленеть // Обнинск, № 89-90 от 27 мая 2000 г.
5 Смолин Г. Смена караула у царского вяза // Парламентская газета № 234 от 8 декабря 2000 г., с. 7.
6 Тарасов В.А. Белкинская благодать // Час Пик – регион, № 22 от 25.06.2010 г.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.